Российские ученые обнаружили в Арктике отпечатки теплолюбивых ископаемых растений

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН провели комплексную экспедицию за Полярным кругом. На острове Сардах они изучали разрез неогеновых и четвертичных пород. Им удалось обнаружить отпечатки теплолюбивых ископаемых растений.

Они нашли отпечатки листьев платана, бука, ольхи, ивы и плода магнолии. Как уверяют специалисты, это является настоящей сенсацией, поскольку в наши дни широколистные платаны растут только в теплых широтах – в Средиземноморье, Юго-Восточной Азии и Северной Америке.

Ранее на острове Сардах удавалось найти лишь минерализованные, обугленные древесные остатки и шишки хвойных, а также плоды американского серого ореха. По словам кандидата геолого-минералогических наук Ирины Хазиной, отпечатки листьев широколиственных деревьев в указанном регионе еще никто не находил, сообщает пресс-служба ИНГГ СО РАН.

Около 65-55 миллионов лет назад на территории севера современной Якутии произрастали субтропические леса. Тогда на планете был благоприятный климат. Однако в более молодых отложениях в евразийской части, так далеко за Полярным кругом, отпечатки листовых флор не находили.

Обнаруженная специалистами ИНГГ СО РАН листовая флора имеет ранне-среднемиоценовый возраст (23-11,6 миллиона лет). Скорее всего, самые подходящие условия для произрастания широколиственных деревьев имели место в оптимум миоцена (около 16 миллионов лет назад).

Отпечаток листа платана является важнейшим доказательством того, что в раннем-среднем миоцене (23-11 миллиона лет) в Арктике произрастали широколиственные леса, а значит, было тепло и влажно. Еще более уникальной находкой специалисты называют плод магнолии – так далеко на севере это растение еще никто не обнаруживал.

Из-за удаленности острова Сардах ученым не удалось вывезти все находки. Отпечаток магнолии остался на острове. Ученые хотят вернуться за ним в следующем году и определить точный возраст пород, а также провести поиски других остатков растений.