Потанин перед выбором: покинуть списки Forbes, либо поделиться с женой и тремя детьми

Потанин перед выбором: покинуть списки Forbes, либо поделиться с женой и тремя детьми

Раздел имущества экс-супружеской четы Потаниных вызвал широкий резонанс. Как пишет портал Легал Репорт, у юристов возникли серьезные сомнения в чистоте судебных разбирательств, которые все заканчивались не в пользу Натальи Потаниной.

В отличие от правовой практики развитых стран, когда супруга вправе на половину общего имущества, российские суды не оставили Наталье Потаниной никаких шансов претендовать на сколь-нибудь крупную долю материальных ценностей.

Она доказывала, что в собственности г-на Потанина находятся акции ПАО «ГМК «Норильский никель» и компании «INTERROS INTERNATIONAL INVESTMENTS LIMITED». Потанина утверждала, что данные структуры для сокрытия общего имущества супругов от раздела были оформлены на офшорные компании.

Суд первой инстанции, несмотря на доводы Натальи Потаниной о том, что решением суда г. Лимассола (Кипр) установлена принадлежность акций «Норникеля» Потанину, требования истца полностью проигнорировал. 9 сентября 2015 года в иске было отказано.

Годом позже данный вердикт подтвердила и апелляционная инстанция – судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда, при этом в кассации жалобы было отказано. А 26 октября 2016 года Верховный суд России постановил, что акции «ГМК «Норильский никель» и «INTERROS INTERNATIONAL INVESTMENTS LIMITED» никому из экс-супругов Потаниных не принадлежат.

Юристы напомнили, как годом ранее ВС признал, что бенефициарная собственность должна делиться между супругами. А факта принадлежности ему акций на праве бенефициарной собственности Владимир Олегович не отрицал. Таким образом, ценные бумаги остались в заранее созданных тихих офшорных заводях.

Неудача ждала Потанину и в Пресненском районном суду. Она требовала взыскать с экс-супруга а компенсацию в сумме 215 млрд. рублей в счет половины доли стоимости акций «КМ Инвест». Данные ценные бумаги были приобретены и проданы ответчиком в период брака, а «полученные средства были израсходованы им на личные нужды не в интересах семьи».

Юристы Владимира Олеговича выстроили защиту, напирая на якобы истекший срок исковой давности, потому как семья, якобы, «фактически распалась» еще в 2007 году. Суд и тут оставил Наталью Потанину «с носом», последовавшая затем апелляция была отклонена.

Стоит отметить, что Пресненский суд фактически признал в данном случае право общей собственности как таковой на спорные акции. Они находились в прямой собственности Потанина, о чем свидетельствовал российский реестр. И в настоящее время сохраняется некоторая надежда на их честный раздел.

Видный эксперт – заслуженный юрист России, Бронислав Гонгало выразил уверенность, что решения нижестоящих судов, в которых срок начинал исчисляться судами в период брака, грубо нарушает законодательство. Эта ошибка по его словам обязательно должна быть исправлена. "Если бы данные решения оспаривались в кассационном порядке в президиумы региональных судов или в ВС РФ", – отметил Гонгало.

Эпопея с разделом имущества Потаниных продолжается. 12 октября Мосгорсуд вновь отказал Наталье в иске о взыскании 849 миллиардов рублей.

Юристов особенно заинтересовало определение, которым указывается, что производство по гражданскому делу необходимо закончить в части требований Потаниной о разделе акций ряда компаний, зарегистрированных на Кипре. «Повторное обращение в суд по спору о том же предмете между теми же сторонами и по тем же основаниям не допускается» в связи с их, якобы, полной тождественностью иску 2015 года.

Таким образом, если верить Потанину и судам, бизнесмен вовсе не так богат, как все думали. А компании, приписываемые ему, принадлежат непонятным кипрским офшорам. Интересно тогда, как Владимира Олеговича сделали одним из руководителей кремлевского проекта «Лидеры России». Он должен стать социальным лифтом для активных граждан, которые хотят строить карьеру на госслужбе.

В ходе общения с «Лидерами России» Потанин должен рассказать им об этапах большого пути, сделавшего его одним из лидеров списка Forbes. Но поведает ли он, в чей собственности на самом деле находится ГКМ «Норильский никель».

И вопрос этот вовсе не риторический. А вдруг настоящими владельцами кипрских офшоров на которых оформлено стратегическое предприятие, через цепочку контрагентов является кого-то из геополитических противников?

Этот вопрос Владимиру Олеговичу вполне может задать и Владимир Путин. И тогда, по всей видимости, бизнесмен будет поставлен перед тяжелым выбором: или заявить, что он гол как сокол и покинуть все списки Forbes, либо поделиться с экс-женой и тремя детьми.