1091

Национализм на подсознании и на инстинктах

Национализм на подсознании и на инстинктах
Наталья Холмогорова публицист
У национализма на самом деле все так плохо, т.к. не выстроена самая первая ступень - рефлексия относительно идентичности, своей и чужой, и того, что такое вообще этническая идентичность. Все на подсознании и на инстинктах.
Насчёт других народов - стоит копнуть, и включается какой-то дикий поток сознания, все стереотипы вперемешку, и не только у "ксенофобов", что хотя бы естественно - но чуть ли не в большей мере у "интернационалистов".

С собственной идентичностью все ещё хуже. Ругань и выяснения на тему, "можно ли гордиться тем, что ты русский?" - т.е., в переводе с бытового языка, можно ли, позволительно ли использовать эту идентичность как ресурс? - тому яркий пример.

Те, кто всё-таки решается делать из неё ресурс - зачастую делают это каким-то фантазийным или субкультурным образом, решительно противопоставляя себя собственно наличному русскому народу.

А без этого фундамента никакие политические притязания русских (или групп, выступающих от имени русских) просто не сработают. Что и происходит. "Активно-русские" продвигают какие-то свои личные комплексы и фантазии, а потом обижаются, что "овощной народ" за ними не идёт.

И вся эта область в целом производит впечатление какого-то первородного хаоса, дикого и опасного, котла с тёмным варевом, откуда иногда доносятся нечленораздельные выкрики и звуки мордобоя. "Дикость", " варварство" - конечно, спокойным и разумным людям хочется держаться от всего этого подальше.

Но это вовсе не неизбежно. Как любая сфера человеческой жизни, этническая идентичность и отношения этносов вполне поддаются осознанию, анализу и, т.с., просвещению светом разума. Даже отношения полов вполне им поддаются - хотя уж, казалось бы!

Старые попытки объяснения и анализа - биологизаторские, антропоморфные (уподобляющие народ личности), основанные на иррациональных аксиомах и т.д., по-видимому, устарели и не работают - по крайней мере, в прежнем своём виде. Нужны новые.

И теперь этим должны заниматься не политики и не прикладные идеологи. У них совсем другие мотивации и задачи. Это дело, скорее, для психологов и социологов. Людей, безусловно доброжелательных к русскому народу - это sine qua non - но не идеологизированных, не зашоренных, готовых не тащить в дело свои предубеждения и априорные концепции.