Иранские ученые проверили, действительно ли Арбидол эффективен при ковиде

Иранские ученые проверили, действительно ли Арбидол эффективен при ковиде

В британском авторитетном научном журнале BMC Infectious Diseases вышла статья о результатах изысканий иранских ученых в области лечения больных коронавирусом.

Ученые Марзех Ноджоми, Зейнаб Яссин, Хоссейн Кейвани, Махин Джамшиди Макиани, Марьям Рохам, Азаде Лаали, Насир Деган, Мехрназ Наваеи и Митра Ранджбар из Института медицинских наук в Тегеране отследили лечение пациентов с подтвержденным COVID-19, включавшее поддерживающую терапию. Целью исследования стало определение влияния Арбидола и Калетры на заболевших.

Пациентов распределили на две группы. Одной давали гидроксихлорохин и Калетру, а второй гидроксихлорохин с Арбидолом. Большинство пациентов в обеих группах – мужчины (54% – в группе с Калетрой и 66% – с Арбидолом). В первой группе средний возраст участников эксперимента составил 56,2 года, во второй – 56,6.

Ученые установили, что в принимавшей Арбидол группе продолжительность госпитализации оказалась меньше – 7,2 против 9,6 дней. Продолжительность лихорадки – тоже (2,7 против 3,1 дня с калетрой). Уровень сатурации (насыщению крови кислородом) через 7 дней наблюдений в группе принимавших Арбидол составил 94%, в другой – 92% при норме 95-100%.

На основании зафиксированных результатов ученые пришли к однозначному выводу, что терапия с применением Арбидола оказалась эффективнее. «Мы показали, что арбидол, по сравнению с калетрой, значительно способствует клиническим и лабораторным улучшениям, включая показатели периферической сатурации кислорода», – говорится в докладе ученых.

Заведующая лабораторией экспериментальной вирусологии ФГБНУ НИИВС им. И. И. Мечникова Ирина Ленева в интервью изданию «Новые Известия» прокомментировала исследование специалистов в Иране. Она констатировала, что, несмотря на более чем год борьбы с пандемией COVID-19 является новым заболеванием, стандарты лечения которого пока не определены. Процесс подбора препаратов для лечения занимает обычно несколько лет. Поэтому медики фокусируются на использовании уже существующих противовирусных препаратов широкого спектра применения. К такой практике относится и вышеозначенное исследование, когда людям давали комбинации лопинавира и ритонавира, гидроксихлорахин и умифеновир.

Умифеновир более известен в России как Арбидол. Это отечественный противовирусный препарат, хорошо показавший себя в лечении различных вирусов. Его эффективность и безопасность были подтверждены множеством клинических исследований. В настоящее время препарат помимо России зарегистрирован в Китае и других странах, где широко применяется в профилактических целях.

«Сразу же после возникновения новой коронавирусной инфекции в нескольких лабораториях мира были получены экспериментальные данные о его противовирусной активности в отношении этой инфекции, что явилось предпосылкой начала его использования для лечения пациентов с COVID-19», – сказала Ирина Ленева.

Она подчеркнула, что результаты работы иранских ученых важны тем, что совпали по меньшей мере с результатами трех клинических исследований коллег их КНР, где Арбидол включен в официальные стандарты лечения COVID-19. Испытания показали более выраженную эффективность Арбидола в сравнении с калетрой по нескольким показателям. А при равнозначных результатах российский препарат выгодно отличается безопасностью.

В заключение Ленева отметила, что, несмотря на данные об эффективности Арбидола и других противовирусных препаратов, включаемых в действующие стандарты лечения, все равно «для формирования бесспорной доказательной базы нужны дальнейшие масштабные клинические испытания с хорошим дизайном, а также систематизация полученных данных в обзорах и мета-анализах».