Михаил Гуцериев стал жертвой санкций Евросоюза из-за связей с Белоруссией

Михаил Гуцериев стал жертвой санкций Евросоюза из-за связей с Белоруссией

Российский бизнесмен Михаил Гуцериев в июне попал под санкционную политику Евросоюза из-за того, что некоторые его деловые проекты реализуются в Белоруссии. Президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский в своей колонке для портала gazeta.ru предложил свою версию обоснования ограничений ЕС в адрес Гуцериева.

Тульский пишет, что между Лукашенко и Гуцериевым действительно установился высокий уровень взаимопонимания, однако этот факт вовсе не делает Белоруссию эпицентром деловой активности предпринимателя. Так или иначе, большая часть его бизнеса находится в РФ и связана с энергетикой.

Он отмечает, что компания «Славкалий» занимается строительством Нежинского горно-обогатительного комбината в Белоруссии, и попадание этого актива под санкции не вызвало бы удивления. Но этого не произошло по обозначенной выше причине – не бизнес Гуцериева в Белоруссии стал поводом для санкций, а его связь с Лукашенко.

В 2020 году, напоминает Тульский, Евросоюз вновь запустил санкционную машину в отношении Белоруссии после крупнейших акций протеста оппозиции, собравших лишь по официальной информации 20 тысяч участников. К слову, выборы президента проходили ив стране и ранее, и на всех так же побеждал Лукашенко – но это не становилось причиной массовых выступлений. Возникает вопрос, не получила ли белорусская оппозиция в 2020 году финансовой помощи извне?

В связи с этим Тульский вспоминает недавнее интервью оппозиционера Романа Протасевича, после которого в СМИ начали появляться предположения о том, что к финансированию телеграм-канал Nexta мог иметь отношение российский бизнесмен Дмитрий Мазепин, владеющий «Уралкалием» и «Уралхимом». Протасевич в интервью конкретных имён не называл, но дал несколько намёков, по которым журналисты поняли, что это мог быть именно Мазепин. Оппозиционер назвал бизнесмена конкурентом Гуцериева и сообщил, что неназванное лицо занимается горнодобычей на Урале.

По мнению российского политолога, словам Протасевича можно было бы не придать значения, если бы не ряд фактов. Во время массовых акций протеста Мазепин призвал президента Белоруссии начать переговоры с оппозицией, что походило на поддержку противников Лукашенко. Кроме того, несколько лет назад он возглавил Российско-белорусский деловой совет, а в 2020 году его называли одним из возможных кандидатов в президенты. После заявления Протасевича бизнесмен пропустил сессию ПМЭФ, а в тот же день прибыл на пленарное заседание с участием президента РФ и не стал комментировать ситуацию журналистам. Кремль вопрос СМИ о том, кого имел в виду Протасевич, предпочёл переадресовать Минску.

Ранее в мае Лукашенко сообщил, что белорусские оппозиционеры рассматривают возможность продажи нефтеперерабатывающего завода «бывшим белорусам» из России. Михаил Тульский предположил, что за намеками белорусского президента вполне четко проглядывались очертания Мазепина – он белорус по национальности и при этом гражданин РФ.

В июне бизнесмен сообщил, что финансированием оппозиционного канала не занимался, и это не соответствует его убеждениям. Однако, если допустить, что Мазепин каким-то образом влиял на события в Белоруссии в 2020 году, то именно его можно считать косвенной причиной введения санкций против его конкурента, полагает Тульский.

Он также добавляет, что Гуцериев и Мазепин – представители разных моделей ведения бизнеса. Гуцериев – классический бизнесмен, использующий в своей деятельности лишь экономические методы. Его конкурент, напротив, любит вести «бизнес по-русски», подключая административный ресурс и лоббистские возможности.

Этим Тульский объясняет лояльность российских правоохранительных органов к его работе и евроинтегрированным активам. Может быть, именно активы в ЕС стали причиной, по которой Мазепин, в отличие от Гуцериева, санкций избежал.

Автор: Александра Иванова

Фото: pixabay.com