Распад империи: формирование советских спецслужб в условиях противодействия польской агентуре

Распад империи: формирование советских спецслужб в условиях противодействия польской агентуре

В 20-е годы прошлого столетия происходил активный процесс формирования спецслужб, как в советской России, так и в государствах, образовавшихся после распада Российской империи. 

В 20-е годы прошлого столетия происходил активный процесс формирования спецслужб, как в советской России, так и в государствах, образовавшихся после распада Российской империи. Непризнанные границы и многочисленные территориальные споры между осколками еще недавно единого государства, а также глубокие идеологические противоречия между их элитами стали основными факторами противоборства разведок, длящегося вплоть до начала Второй мировой войны. Именно в этот период советскими спецслужбами был реализован ряд успешных разведывательных и контрразведывательных мероприятий и акций, а также расширено направление деятельности разведки, в обязанности которой теперь начала входить диверсионная работа.

Подобный подход был обусловлен появлением на границе России враждебной Польши, которую после октябрьской революции 1917-го года наводнили белоэмигранты. Многие из них в силу своей высокой квалификации заняли ключевые руководящие должности в воссозданном польском государстве и, мягко говоря, не испытывали к советской власти теплых чувств. Более того, после революции и поражения белого движения в гражданской войне на территориях бывшей империи, в том числе в советской России, осталось большое количество людей, недолюбливающих большевиков. Многие из них попали под особое внимание сформированного в 1918 году Второго отдела Генерального штаба Войска Польского как потенциальные агенты.

В итоге, к началу советско-польской войны (1919 год) Варшава уже имела обширную и успешно функционирующую агентурную сеть в Витебске, Минске, Харькове, Гомельской губернии, Житомире и ряде других городов в полосе Юго-Западного и Западного фронтов, советские же разведывательные и контрразведывательные органы только начинали формироваться.

Согласно приказу особого отдела ВЧК № 35 от 27 февраля 1920 года, территориальным органам предписывалось отправлять агентов за кордон (в Польшу) с целью проведения работы по выявлению маршрутов следования польских диверсантов, изучения методов их проникновения в тыл Красной армии и внедрения в стан неприятеля. К маю 1920 года штат советских шпионов для переброски в Польшу был практически укомплектован. В него вошли лица, имеющие военную подготовку, хорошо ориентирующиеся на местности и знающие обстановку на польской территории, а также свободно владеющие польским, литовским либо белорусским языками. В числе первых операций этих диверсионных групп можно назвать разгром польских гарнизонов, нападение на транспортные подразделения, перевозившие боеприпасы и оружие, уничтожение складов.

Польские спецслужбы в это время тоже не бездействовали. По информации историка Павла Софинова "только в мае 1920 года польские агенты-диверсанты уничтожили свыше 20 крупных военных объектов на советской территории, включая поджог склада военного имущества в Туле и мощный взрыв артиллерийских снарядов, хранившихся на складах, предназначенных для Западного фронта".

Переломный момент настал в январе-феврале 1921 года, когда представителям советской разведки удалось ликвидировать крупные польские агентурные сети в Украине и Белоруссии. По стране прокатилась волна разоблачений и арестов.

Согласно данным вышеупомянутого историка к разной мере наказания были привлечены 1385 человека. "К расстрелу приговорены 171 человек, к заключению в лагерь на разные сроки - 127, к заключению в лагерь до последующего обмена - 123, к высылке - 89. Умерли в процессе следствия - 9, оправданы и освобождены, в том числе для направления в Красную армию - 852 человека". Шпионской агентуре польской "двуйки" был нанесен непоправимый урон, а "федеративный" план Пилсудского так и остался лишь мечтой Варшавы.