Фильм-расследование: лжецарские останки – спецоперация советских спецслужб
Вышел в свет очередной, уже третий фильм об идентификации найденных под Екатеринбургом царских останков. Лента называется «Гелий Рябов – первооткрыватель лжецарских останков».
Посвящён фильм биографии и творчеству того самого энтузиаста, который в далёком 1979 году, всего через два года после разрушения дома Ипатьева, обнаружил в Поросёнковом логе под Екатеринбургом человеческие останки, а потом собрал доказательную базу того, что эти кости и ткани принадлежат царской семье и её домочадцам. Базу, надо сказать, слабую, и свежая публикация в издании «Совершенно секретно» ясно это показывает.
Самоотречение и объективность заслуженного работника МВД СССР Рябова кажутся удивительными, ведь достаточно почитать его книги – «Повесть об уголовном розыске», «Конь бледный еврея Бейлиса», как становится понятной антиправославная, антимонархическая суть его взглядов. Почему же именно он взял на себя тяжкий труд поиска царских останков и подтверждения их подлинности?
Монархисты-подпольщики
В главе 10 трёхтомника Следственного Комитета «Преступление века», вышедшем в 2021 году, дается удивительно благостная картина эпохи «развитого социализма», где якобы глубоко верующий кинодраматург (бывший советский следователь) Гелий Рябов на свой страх и риск, «всего лишь» с подачи тогдашнего министра внутренних дел Николая Щёлокова увлекся поисками царской могилы с 1976 года. Сам Щёлоков, организатор репрессий в Днепропетровске, снятый с одной из работ «за неприличные дела» бюрократ-коммунист, позднее разоблачённый коррупционер, характеризуется как высококультурный и практически православный человек, покровитель искусств и духовных исканий.
На самом же деле после успеха рябовского фильма «Рождённая революцией» Щёлоков сделал Рябова своим консультантом по кино и печати. То есть фактически цензором, на счету которого – откровенные гонения на православные, монархические ростки в позднесоветской культуре. Причём гонения не по ведомству Минкульта, который всего лишь запрещал, а по линии МВД со всем понятными последствиями.
И тут вдруг – самоотверженные раскопки, невероятное везение исследователя. Кстати, откуда Рябов знал, где копать? Он же не перерыл все окрестности Свердловска, а приехал в чётко выбранное место.
Знал о каждом шаге
Согласно книге Натальи Розановой «Царственные страстотерпцы. Посмертная судьба», в 1978 году Рябов встретился с контр-адмиралом Александром Юровским. Отца Юровского звали Янкель, и он был руководителем расстрела царской семьи. Интересно, что контакты для встречи дал тот же Щёлоков. И похоже, что именно Юровский-старший по заданию ЧК-ВКПБ сфальсифицировал могилу в Поросёнковом логу, а его записка об обстоятельствах казни (якобы найденная Рябовым в архивах) стала основным документом, по которому Рябов с геологом Александром Авдониным эту могилу и нашли. Нам предлагается поверить, что в сугубо засекреченном архиве лежала бумага колоссальной исторической ценности, на которую НКВД/КГБ попросту не обратил внимания?
Полноте! Советской власти, несомненно, и раньше было известно о местонахождении фальшивой могилы, но им нужно было, чтобы находку совершила так называемая общественность, подконтрольная им творческая интеллигенция в лице Г. Рябова и научная интеллигенция в лице А. Авдонина. О том, что советским властям было известно об этой могиле, неоднократно говорил и следователь В. Соловьев, расследовавший убийство царской семьи уже в постсоветское время. Ирина Щелокова, дочь министра МВД СССР Щелокова, вспоминает:
«Папе было известно о каждом его [Г. Рябова] шаге. Однажды, когда мы, как обычно в таких случаях, гуляли в лесу, он сказал: «Всё, Рябов приступает к раскопкам».
И потом саморазоблачительное:
«Гелий Трофимович попросил своих бывших коллег помочь по дружбе с идентификацией двух извлеченных им из раскопа черепов. К счастью, папа вовремя узнал об этом».
Из этих свидетельств становится ясно, что идентификация останков в Поросенковом Логу Щёлокову была не нужна.
А было ли ему вообще всё это нужно? Точно ли Щёлоков организовал поиски?
Неприкасаемые
Нет сомнений, что раскопки Рябова и Авдонина были бы невозможны без прямого одобрения и плотной опеки не только МВД, которое в конечном счёте всего лишь милиция, но и самых компетентных в мире органов. Кандидат исторических наук П.В. Мультатули напоминает, что советский Свердловск был режимным, полузакрытым городом, и продолжает:
А теперь представим, как летом 1979 года группа каких-то людей появляется с бурами и лопатами в Коптяковском лесу и начинает что-то там усиленно бурить, копать и измерять. Нет никакого сомнения, что КГБ стало бы известно о работе «копателей» максимум к вечеру того же дня. Тогда же они были бы задержаны для выяснения обстоятельств и допрошены.
Между тем о вражде между Щёлоковым и главой КГБ Юрием Андроповым ходили легенды. И смерть Леонида Брежнева, который с Щёлоковым дружил, неизбежно повлекла за собой смерть – не в образном, а самом прямом смысле – Николая Анисимовича, злоупотребления которого КГБ немедленно вытащило наружу.
В этой истории Щёлоков никак не мог быть организатором – Андропов и Суслов тут же дали бы ему окорот, и Брежнев не вмешался бы. Похоже, он, скрепя сердце, лишь передавал своему советнику приказы ненавистных спецслужб.
Не случайно «находка» свершилась через два года после сноса Ипатьевского дома, в котором произошло преступление. КГБ не только стёр с лица земли последние доказательства, но и подкинул романтической публике ложный след для поисков. Чтобы в любой момент – в зависимости от того, как будут развиваться обстоятельства, – иметь возможность предъявить опровержение.
Вероятно, и забавное название места захоронения – Поросёнков лог – было выбрано для того, чтобы придать трагедии какой-то несерьёзный, шутовской оттенок.
Женский след
Интересная деталь. В начале 80-х гг. оставленная Г. Рябовым первая жена – Маргарита Васильевна, принимавшая с ним участие в раскопках лжецарской могилы – написала заявление в КГБ на своего мужа, обвинив его в подрыве основ советской власти своими раскопками в Поросёнковом Логу. Женская месть, как известно, слепа и бездумна, но в данном случае перед нами железное доказательство того, что не только Щёлоков, но и органы КГБ, прокуратуры и суда были оповещены о том, что Рябов вместе с соратниками в нарушение законодательства СССР вскрыл захоронение предположительно царских останков и даже черепа вынул из могилы и увёз с собой.
Что же делают эти органы, имея такую возможность отличиться? Сажают Гелия Рябова? Ошибаетесь! Советская власть предпочла заткнуть рот Маргарите, условно осудив её на три года за ложный донос, клевету и хулиганство. Важно, что именно условно – в колонии она могла от отчаяния и проговориться, а вот на свободе жила в страхе попасть за решётку. Рябов же во втором браке преспокойно дождался подходящих времён, чтобы опубликовать свой рассказ о нахождении якобы царских останков в Поросёнковом Логу.
Кстати, времена эти стали «подходящими» аккурат перед визитом Михаила Горбачёва в Великобританию, где генсеку ЦК КПСС очень хотелось понравиться августейшим собеседникам. И очень кстати пришёлся туз из рукава: «Горби» показал королеве, что уже занимается расследованием гибели и поиском захоронения её родственников (Елизавета II не раз напоминала, что её дед Георг V – двоюродный брат Николая II, а её муж Филипп был праправнуком Николая I).
Ну а дальше перестроечные СМИ подхватили вкусную тему, и ослабшие силовики уже не имели никакой возможности загнать собственного джинна в бутылку секретности.
* * *
Какой вывод из всего этого напрашивается?
Мы и так знаем, что найденные останки царскими не являются, иначе мы были бы вынуждены поверить, что Царь боялся лечить зубы и был к тому же сутулым, склонным к полноте болезненным человеком. Количество нарушений и странностей в анализе останков превосходит все мыслимые допущения.
Реальные останки святых страстотерпцев, к сожалению, были полностью уничтожены осуществлявшими казнь большевиками, которые очень боялись, что эти мощи станут символом, вдохновляющим Белое движение – тем более что Екатеринбург вскоре после расстрела пришлось сдать чехословакам.
Но теперь становится ясно, что и первооткрыватель, организатор раскопок был человеком, мягко говоря, ангажированным. И до, и после 1979 года он писал ультрасоветские книги и снимал соответствующие фильмы, участвовал в гонениях на православных, равно как и либеральных творческих деятелей, был близок к главе МВД и имел подозрительный иммунитет от внимания КГБ.
Так что маска борца за правду Гелию Трофимовичу маловата. И Русская православная церковь с этим согласна – иначе не выдержала бы она колоссального политического давления и давно бы признала «поросёнковские» останки царскими. Но этого до сих пор не произошло и, надеемся, не произойдёт никогда.
Смотрите фильм «Гелий Рябов – первооткрыватель лжецарских останков»: обсуждайте, критикуйте, спорьте.
(ИА "Государственные вести") |
для возможности оставлять комментарии