Топ 5 фейков 2023 года: как не дать себя обмануть
В среду 22 ноября в Москве стартовал международный форум «Диалог о фейках». Организаторами мероприятия выступили АНО «Диалог Регионы» и «Лапша Медиа» – лидеры в сфере разоблачения фейковой информации.
По статистике 65% наших граждан уверены, что умеют различать ложь и правду в СМИ, но на деле, согласно проведенным экспериментам, 52% эксперта в своих областях не смогли отличить фейк от истины. Что говорить про обычных граждан, не обремененных знаниями медиа-технологий. Корреспондент ИА Государственные вести посетил форум, чтобы вместе с экспертами разобраться, как не стать жертвой манипуляторов.
Немного статистики
Генеральный директор АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак обратил внимание на то, что по сравнению с 2021 годом к текущему моменту количество копий фейковой информации выросло в 8 раз. Такой объем ссылок с фейками, по мнению экспертов, стал возможен из-за автоматизации и генерации контента на основе ИИ. И эта печальная статистика будет только расти. Так если в 2022 году было выявлено 10 млн копий фейков, в 2023-м – 12,5 млн, то в 2024 году, по прогнозируется рост до 15 млн копий. Так же эксперты ожидают взрывной рост публикаций в сети дипфейков (метод создания поддельного медиаконтента (аудио, изображения или видео), с помощью алгоритмов глубокого обучения).
Топ 5 фейков 2023 года
- Фейки об атаках на Крымский мост (275 млн просмотров и 2,8 млн комментариев)
- Фейки о проникновении ДРГ в приграничные зоны СВО (186 млн просмотров и 2,5 млн комментариев)
- Фейки о блокировке Ютуба и мессенджеров (113,5 млн просмотров и 1,8 млн комментариев)
- Фейки о введении цифрового рубля и принудительном сборе биометрических данных (31 млн просмотров и 899 тыс комментариев)
- Фейки о том, что бесплатные медицинские услуги станут платными (11,7 млн просмотров и 240 тыс комментариев)
Спикер выделил простую и наиболее часто используемую формулу успешного распространения дезинформации: Проще всего распространять фейки о событиях уже случившихся. Дополнять их нелепыми деталями, откровенно врать и как можно чаще повторять ложь, сдабривая её порциями эмоционального контента.
Как себя защитить?
- Самый простой способ – подождать. Примерный цикл жизни фейка составляет 4 дня (благодаря усилию штатных и добровольных фактчекеров, это уже на 22 часа меньше, чем в 2022 году).
- Если ждать не хотите, можете проверить официальные источники.
Ещё немного о тенденциях
Фейки становятся более локальными по территории распространения. Если в 2022 году из общего количества фейков к региональным относились 34%, то сейчас это уже 51% от общего числа.
Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов рассказал о том, как по заказу враждебных России сил, при помощи фейков в СМИ и социальных медиа, западные специалисты по информационным операциями пытаются дестабилизировать ситуацию в России, к примеру, разжигая этноконфессиональные конфликты.
Так недавно, все мы стали свидетелями провокации, направленной, фактически, на перенос израильско-палестинского конфликта на территорию России. Конечно же, речь идет о резонансном инциденте в международном аэропорту Уйташ в Махачкале. По словам Баринова, особо впечатлительных местных жителей, в основном, из числа молодежи, убедили в том, что евреи собираются переселиться к ним в регион и чуть ли его не оккупировать, а пассажиры того злополучного рейса из Тель-Авива, якобы, прямо виновны в смертях палестинских детей. В результате фейки в социальных сетях вылились в реальные массовые выступления. Недооценивать силу воздействия фейковой информации на общество, конечно же, нельзя, уверен Игорь Баринов.
Также руководитель ФАДН привел пугающую статистику: 43% мусульман, живущих в России, не хотят руководствоваться светскими законами, предпочитая жить по закону шариата, а 25% готовы к вооруженным противоправным действиям для отстаивания своих групповых интересов.
Как фейки влияют на экономику
Первый заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве России Владислав Онищенко напомнил, что проблема использования фейков как способа экономической и политической конкуренции не нова – это происходило во все времена. В качестве примера Владислав Валерьевич привел случай из 2018 года, когда фейк о том, что Сбербанк собирается приобрести 30% Яндекса привел к обрушению акций последнего на 15%. Было посчитано, что компания потеряла в тот день почти миллиард долларов капитализации. Фейковая информация, конечно же, была оперативно опровергнута по официальным каналам, но капитализация Яндекса не смогла вернуться к прежним значениям.
Так же выяснилось, что некоторые компании сами используют фейки как способ увеличить прибыль. Одна скандально известная сеть ювелирных магазинов неоднократно распространяла недостоверную новость о своем закрытии, пытаясь вызвать ажиотажный спрос. Но в итоге, для торговой сети дело кончилось серьезной проверкой ФАС.
Спикер сделал вывод, что медиаграмотность может стать отличным способом предотвращения ряда экономических манипуляций на рынках и в потребительской экономике, вызванных фейковыми инфоповодами.
Дипфейки—запрещать или нет
Начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков рассказал про дипфейки. По его статистике 31% опрошенных считает необходимым законодательно урегулировать использование дипфейков, 53% не видят в этом необходимости, а 16% затруднились ответить на этот вопрос. Сергей Геннадьевич обозначил, что он находится на стороне большинства, ведь свободное использование дипфейков позволяют развиваться маркетингу, шоу-бизнесу и искусству (особенно кинопроизводству) в нашей стране.
Безусловно, есть и использование дипфеков для обмана и манипуляции, нарушения конфиденциальности и подрыва доверия к публичным персонам. Чтобы бороться с таким грязным использованием дипфейков АНО «Диалог Регионы» разработал систему «Зефир», которая способна почти со стопроцентной точностью распознать где дипфейк, а где реальное видео (фото, аудио).
Все выступающие на пленарной дискуссии форума были едины во мнении, что пришло время создать в России устойчивую, компетентную систему по борьбе с фейками и противодействию информационным операциям враждебных спецслужб. В эту работу должны быть включены как ответственные государственные институты и структуры, так и общественные и экспертное сообщество. А повышение медиаграмотности и общего образовательного уровня населения позволит проводить антифейковую работу максимально эффективно.
Работа форума продолжилась в рамках тематических секций: «Социальная ответственность глобальных цифровых платформ в части распространения недостоверной информации», «Миссия фактчекера: рынок или просвещение», «В информационной войне все средства хороши?» и других.
Божена Радзивилл, фото автора
(ИА "Государственные вести") |
для возможности оставлять комментарии