РАПСИ – банкрот?

РАПСИ – банкрот?

15 ноября завершается прием заявок на Премию Рунета - старейшей и самой престижной награды российской интернет-отрасли. Один из лауреатов этой премии РАПСИ сегодня оказался в непростой ситуации. СМИ, которое становилось номинантом и лауреатом Премии в качестве дочерней структуры крупнейшего информационного агентства страны, перейдя в частные руки, оказалось на грани банкротства. 

В настоящее время интернет-издание изо всех сил пытается набрать денег на продление собственного существования. Для чего массово рассылает коммерческие предложения об информационном сотрудничестве всем, кого хоть с минимальным на то основанием можно рассматривать как потенциального спонсора.

Отделившись от РИА «Новостей», РАПСИ испытывает серьезные финансовые трудности, снижает внутренние стандарты и вынуждено брать заказы на размещение PR-материалов, не отвечающих требованиям респектабельных СМИ.

Напомним, что изначально учрежденное как стопроцентная «дочка» РИА «Новостей» Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) несколько лет сменило состав акционеров. Принадлежавшие РИА акции перешли в собственность генерального директора и главного редактора РАПСИ Виталия Ушканова и Олега Ефросина, соответственно. Они и контролируют агентство. Небольшая доля в уставном капитале РАПСИ осталась у РИА (владеет через «Редакцию газеты «Московские новости»). Эти перемены фактически ознаменовали приватизацию РАПСИ. Оставшись без масштабной государственной поддержки, РАПСИ утратило и финансовую стабильность. На этом фоне в издании наблюдается заметное снижение качества публикуемых материалов, что неизбежно сказывается на стремительном снижении читательской аудитории.

Media value (медиа-ценность) агентства катастрофически упала. Сотрудники агентства и посредники проявляют повышенную активность на рынке, предлагая скидки на размещение заказных материалов или на так называемые «блокировки» (коммерчески обусловленные договоренности о ненападении – когда заказчик платит за то, чтобы о нем не писали плохо). Одновременно с этим редакция стала активно прибегать к тактике так нелицензированных информационных ресурсов, специализирующихся на размещении откровенной, в том числе недостоверной «чернухи». Тактика эта – вариация на тему гринмэйла – состоит в том, что РАПСИ (точно так же как это делает, например, условный moscow-post) выбирает «горячий» информационный конфликт и начинает вымогать у одной из сторон деньги, публикуя о ней только негатив.

Фрагмент текста коммерческого предложения РАПСИ с ценами, которые осенью нынешнего года получают крупные рекламодатели.

Учитывая наши информационные возможности и качество экспертов, направляю Вам для обсуждения базовый вариант возможных информационных решений для выстраивания системного сотрудничества (стоимости указаны с учетом объемов 12 календарных мес.):

 1. Публикации о спорах хозяйствующих субъектов с участием партнера - до одного комментария в месяц - размер от 1,5 до 2.0 тысяч знаков, стоимость одной публикации 90 т.р. (НДС не облагается).

2. Единичные юридические эпизоды с участием партнера - до 2-х комментариев в месяц - размер от 2.0 до 4.0 т.з., стоимость одной публикации 100 т.р. (НДС не облагается).

3. Мониторинг зарубежных справочно-правовых систем и международных СМИ в интересах партнера - на период 12 месяцев стоимость 1.320.000 р. (НДС не облагается).

4. Экспертные комментарии о глобальных юридических процессах с участием партнера - до 5 комментариев в месяц, размер публикаций до 5 т.з., стоимость одной публикации 120 т.р. (НДС не облагается).

Хорошим клиентам обещают большие неофициальные скидки.

Привлекаемые таким образом деньги два учредителя-физлица агентства – генеральный директор Виталий Ушканов и главный редактор Олег Ефросинин – проводят преимущественно путем наличных платежей. Деньги, видимо, получают преимущественно наличными (либо «наличат»), а на агентстве оставляют обязательства. В итоге кредиторы, как, в частности, ООО КБ «БФГ-Кредит», вынуждены через суд взыскивать задолженность с РАПСИ.


Генеральный директор РАПСИ Виталий Ушканов

Если в 2014 годы активы компании составляли 42 млн рублей, то сейчас они упали до 1,2 млн рублей – в основном это дебиторская задолженность (1,19 млн). При этом пассивы – краткосрочные обязательства по займам (21 млн) и кредиторской задолженности (11 млн) составляют 32 млн рублей. 2018 год АНО РАПСИ закончило с чистым убытком 7,846 млн рублей, и огромными по меркам частных интернет СМИ долгами: согласно отчетности, совокупный долг превышает 100 млн рублей (это преимущественно обязательства по краткосрочным и долгосрочным займам).

Кроме того, компания включена в негативный реестр: «Юридических лиц, имеющих задолженность по уплате налогов». В отношении РАПСИ неоднократно возбуждалось исполнительное производство по взысканию налогов и сборов, а также страховых взносов.

Не удивительно, что загнанное в такую долговую яму издание становится менее разборчивым, и требовательным к качеству публикуемых проплаченных материалов. Причем далеко не все рекламодатели на рынке в курсе, что РАПСИ давно уже вышло из-под крыла РИА «Новостей» и стала частной лавочкой. При этом руководители СМИ всячески поощряют спекуляции на тему тесной связи агентства с российской судебной системой и главными судами – Конституционным и Верховным. Последние, однако, лишь «благословили» РАПСИ при учреждении агентства, но формально с ним никак не связаны.

Для продаж, безусловно, лучше по-прежнему ассоциироваться с судами и главным информагентством страны. При этом нельзя не обратить внимание на ряд обстоятельств. РАПСИ в рамках коммерческих заказов стало позволять себе публиковать заказные материалы, дискредитирующие суды и судей. А с РИА «Новостями» РАПСИ и вовсе было вынуждено пару лет назад судиться, так как задолжало за аренду офиса на 25 рабочих мест и не платило. Впрочем, РИА «Новости» иск о взыскании с РАПСИ двух с половиной миллионов за аренду выиграло.

Учитывая все описанные обстоятельства, приходится констатировать, что финансовое состояние агентства на сегодняшний день можно охарактеризовать как предбанкротное. Не исключено, что издатели найдут инвестора, который поможет им выбраться из глубокой финансовой ямы. Но содержательно – как поставщик актуальной и достоверной информации правовой информации – РАПСИ уже сегодня признать банкротом. Начав публиковать сомнительные PR-материалы, агентство сделало огромный шаг из рядов респектабельных изданий в сторону маргинальных.

Илья Прохоров

Источник