Почему новые дороги не служат больше трех лет без ремонта

Почему новые дороги не служат больше трех лет без ремонта

Производители химических присадок, продлевающих срок службы асфальта, пожаловались в ФАС на недобросовестность ГК «Автодор».

Если раньше водители страдали от количества ям на дорогах, то сегодня яростно клянут бесконечные дорожные ремонты. Почему едва заканчивается строительство или реконструкция той или иной трассы, так почти немедленно начинается ее ремонт? И снова выбоины, километры снятого дорожного покрытия, многочасовые пробки...

Одна из главных причин недолговечности асфальтобетонного покрытия на российских дорогах – нехватка модификаторов асфальтобетонных смесей и использование неоптимальных модификаторов. В странах ЕС на долю модифицированных асфальтобетонов приходится около 25% укладываемого на дороги объема асфальта, в России – 6%. Однако даже там, где эти присадки в ходу, а именно на трассах монопольного оператора строительства федеральных трасс ГК «Автодор», возникают проблемы.

Недавно представители профессионального дорожного сообщества подали в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) коллективную жалобу на ГК «Автодор». Дорожники жалуются, что «Автодор» разрешает использовать только один тип модификатора: резиновый термоэластопласт (РТЭП), хотя на рынке существуют сотни различных модификаторов битума и асфальтобетона.

РТЭП выпускает единственный производитель – ростовское ООО «ДорНИИ», владеющее патентом на данный модификатор. Это же общество с завидным постоянством выигрывает все тендеры «Автодора» на поставку модификаторов.

Причина такой «любви» «Автодора» к «ДорНИИ» и РТЭП – тесная связь этой фирмы с господином С.К. Илиополовым, директором 100%-ой дочки ГК «Автодор» – ООО «Автодор-Инжениринг». Последняя контора – монопольный автор стандартов на присадки и другие дорожные материалы, допускаемые к использованию на объектах «Автодора». Фактически, эти стандарты служат заградительным барьером для других производителей, которым не посчастливилось быть аффилированными с господином Илиополовым. Все остальные производители, в последние годы выигрывавшие тендеры на поставку РТЭП, возглавляются либо супругой Идиополова  Вероникой Сергеевной (ООО «ДортрансНИИ», ООО «ДортрансНИИ-Инжениринг»), либо его ближайшими партнерами, с кем Идиополов входит в совместное владение, либо входил некоторое время назад (НПП «ЮждорНИИ», ООО «Доринжсервис» и проч.).

Необоснованное искусственное ограничение конкуренции между производителями модификаторов фактически сводит на нет планы правительства по увеличению межремонтного срока эксплуатации дорог. Жизненный цикл дорог, строящихся силами «Автодора», должен составлять 28 лет. Однако решения в утвержденной проектной документации компании не позволяют достичь данной долговечности. И главной причиной эксперты называют навязанное применение того самого резинового термоэластопласта (РТЭП). Эта добавка резко снижает сопротивляемость асфальтобетона к разрушениям при низких температурах. По мнению экспертов, РТЭП можно использовать только на юге России, в 4-5 климатических зонах, но никак не в средней полосе и тем более на севере.

«Если дорога строится не в Краснодаре или Ростове-на-Дону, необходимо выбрать другие модификаторы, благо их достаточно на рынке. Например, полимерно-битумные модификаторы или модификаторы на основе резиновой крошки, для производства которых используются изношенные автомобильные покрышки», – уверен эксперт Центра «За безопасность российских дорог» Михаил Щербаков. К слову, на укладке 1 км дорожного полотна утилизируется до 800 отработанных покрышек, то есть достигается и экологический эффект.

Недостатка в высокоэффективных модификаторах асфальтобетонных смесей на рынке нет, но есть, видимо, личная заинтересованность отдельных чиновников замкнуть на себя стандартизацию дорожного строительства, чтобы допустить использование только одного продукта, причем с ограниченной эффективностью.

Обстоятельства, описанные в жалобе в ФАС, свидетельствуют о явном нарушении антимонопольного законодательства, закона «О конкуренции» и «намекают» на коррупционную составляющую. Производители надеются на ФАС, а автомобилисты ждут исторического момента: победы над второй российской бедой.

 

Автор: Дмитрий Механик