Российские ученые разрабатывают методы обнаружения внеземной жизни

Сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики имени Трофимука СО РАН ведут исследования возле небольшой деревни Кервале (Kervalet) на западе Франции. В этом месте на приливно-отливной равнине работает множество солеварен, где формируются биоматы – уникальная среда, аналогичная той, что существовала на Земле миллионы лет назад.

По словам кандидата геолого-минералогических наук, старшего научного сотрудника лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН Антона Колесникова, бактериальный мат, также называемый биоматом – это многослойная структура, похожая на пленку, которую формируют сообщества микроскопических организмов – главным образом, цианобактерий. Периодически эти пленки засыпаются поступающим осадком – например, во время высоких приливов или паводков. Через осадок микроорганизмы мигрируют на новую поверхность, а затем ее колонизируют.

Таким образом, в результате чередования слоев с продуктами жизнедеятельности микроорганизмов и обломочным осадочным материалом образуется слоистая порода – биоламинит. На ощупь он напоминает мягкую резину, и наиболее толстые образцы отличаются большой плотностью и упругостью. Тридцатилетний биоламинит без труда выдерживает человеческий вес.

По словам Колесникова, в настоящее время найти такие структуры в «живом» состоянии довольно проблематично. Благодаря тому, что в деревне Кервале есть развитая инфраструктура, а соль добывают традиционным способом, ученые могут проводить там уникальные геобиологические исследования. Слой толщиной в один сантиметр скапливается всего за 8 лет. Ранее считалось, что подобные слои могли накапливаться только в глубоководных условиях, и этот процесс занимал тысячи лет.

Исследуя биоматы, специалисты Института сделали еще одну удивительную находку. Ученые обнаружили доказательства биологического происхождения таинственных арумбериеморфных текстур. Ранее ученые по всему миру считали, что они имеют неорганическую природу. Изучая арумбериеморфные текстуры из эдиакарских отложений на Урале, российские ученые выяснили, что они встречаются только в определенных зонах. Детальный анализ таких текстур выявило их биологическую природу. Выяснилось, что они не представляют собой отдельные организмы, а проявляются в уже сформированном мате.

Важным направлением, которым сейчас занимается коллектив исследователей под руководством заведующего лабораторией палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН, доктора геолого-минералогических наук Дмитрия Гражданкина – это разработка новых методов распознавания образов в палеонтологии.

Изучая древнейшие земные объекты на Урале и в Сибири, а также их современные аналоги на западе Франции, ученые закладывают основы астробиологических исследований. В будущем люди обязательно будут вести их на Марсе и на других планетах. Эти методы могут применяться при поиске и идентификации внеземных форм жизни.