Max Plenza: 15 лет развития – как один день

Max Plenza: 15 лет развития – как один день

Основатель российского бренда детейлинга рассказал об истории и сегодняшнем дне новой индустрии профессионального ухода за автомобилями.

- Как давно Вы работаете на рынке детейлинг услуг?

В сфере детейлинга уже более 15 лет. Начинал в далеком 2007 году, изначально это было хобби, которое совмещал с учёбой в институте. С 2008 года я начал полноценно работать по оклейке автомобилей в Москве в подземном паркинге в ТЦ «Атриум». Основная работа была по оклейке цветными виниловыми и хромированными пленками, прозрачный винил. Поменять цвет можно было за 3 дня. В то время, знакомое сейчас слово детейлинг был чем то, необычным, эксклюзивным, относился больше к тюнингу с относительно небольшим спектором услуг.

- Расскажите, Максим, как это всё начиналось, зарождалось в России - был ли схожий тренд на рынке детейлинг услуг как в торговле ширпотребом т.е. плёнки сначала возили из Турции челноки, потом произошло укрупнение бизнеса - появились специализированные точки, далее детейлинг центры или это было по-другому?

Прежде чем окунемся в историю, давайте разберемся, что за модное такое слово detailing (детейлинг)? Detailing - профессиональный уход за автомобилем, включающий большой комплекс услуг c применением в работе высококачественных материалов. Главной целью которого, является защита новых автомобилей от износа и восстановление автомобилей с пробегом с сохранением заводского исполнения. 

Все началось с гаражей где ребята сами учились клеить пленки. В 2008 году, думаю было не более 30-50 мастеров, тех кто стоял у истоков отрасли в России. В это время не было технологий, учебных центров. Обычные ребята как я, сами изобретали свои технологии по оклейке защитными пленками и у каждого она была своя. Сегодня, технологии оклейки постепенно объединяются, упрощаются, но тем ни менее мы продолжаем их совершенствовать. Выбор материалов был очень ограничен, к примеру, специальные защитные пленки для оклейки автомобиля (в основном виниловые), были только у крупных брендов: Oracal, 3M, Kpmf. В то время если и был детейлинг, то это был узконаправленный бизнес - мойка, полировка, воск, химчистка и все. Спустя 15 лет, с появлением профессиональных детейлинг центров, стал более комплексным (оклейка кузова защитными пленками - полиуретановые, виниловые, гибридные, для лобовых стекол), полировка с нанесением высокотехнологичных защитных покрытий на основе нано-керамики, химчистка, PDR - удаление вмятин без покраски, 3-х фазная детейлинг мойка), а материалы современнее и технологичнее, выводят детейлинг услуги на принципиально новый уровень.

- Рынок сегодня, в условиях санкций и рынок услуг детейлинга в доковидный, докризисный период в России: в чём сходство и отличия?

На самом деле стоит отметить несколько периодов. С 2011-2013 года, когда годовой объём продаж новых автомобилей был на максимально высоком уровне 2,5-2,95 млн штук, работы было очень много, а конкуренция минимальная, в большей степени автомобилей класса премиум. С наступлением пандемии в 2020 году, не для кого не секрет, что рынок продаж сильно просел, автомобили начали дорожать, но в целом работы хватало, основной сегмент автомобилей все так же составлял премиум бренды - BMW, Mercedes, Porsche. А вот после начала спецоперации в 2022 году рынок детейлинга и оклейки в частности, очень сильно поменялся! Европейские бренды ушли, купить новый автомобиль у официального дилера стало проблематично, а схемы параллельного импорта только формировались. Как итог – многие владельцы автомобилей премиум брендов привозили машины на сохранение. В новой реальности рынок оклейки (топовая услуга), ожидаемо стал наполнен преимущественно китайскими автомобилями по цене нового БМВ 5 серии в 2019 году. Владельцы новых китайских автомобилей не особо горели желанием платить за оклейку 250-300 тысяч, цены их кусают. В связи с этим на рынке появилось много дешёвых пленок низкого качества, многие оклейщики стали покупать самую дешёвую полиуретановую пленку ноу нэйм и под разными видами пытаются продать услугу дешевле почти в два раза, ломая рынок, обесценивают свой труд, не понимая, что в дальнейшем, это отразиться на репутации детейлинг центра.

Ведь визуально невозможно определить какой фирмы наклеена плёнка, все это проявится в течении 1-3 лет, а то и раньше! Большинство автовладельцев разочаруются в пленках и в качестве услуг! Качественная полиуретановая пленка ходит от 5-10 лет практически без изменений, в это время автомобиль выглядит практически как новый. Важно не забывать, что детейлинг, это в первую очередь доскональное внимание к деталям. Поэтому критично важно, чтобы продукт отвечал высоким стандартам качества. Ведь качество в детейлинге имеет главенствующую роль!

- Можно ли сказать, что рынок детейлинг услуг тяготеет к крупным городам и агломерациям т.е. такие услуги можно получить только в городах - миллионниках в России? Что тогда делать автолюбителям из небольших городов и посёлков?

В настоящее время детейлинг развивается очень стремительно! Услуги детейлинга предоставлены даже в селах, но там другие цены и объёмы работ. Конечно в городах миллионниках, возможностей запустить бизнес больше, если дать высокое качество работы!

- Кто Ваш потребитель? Это только состоятельные люди или средний класс?

Как я уже отвечал ранее, сейчас это средний класс на новых китайских автомобилях 90%. До 2022 года, это были состоятельные люди на новых BMW, Mercedes, Porsche и т.д.

- Детейлинг — это больше бизнес крупных игроков, которые закупают дорогое оборудование и расходные материалы или же это ИПшники и самозанятые? Цена вхождения в рынок?

Детейлинг подразумевает огромное количество разных услуг: оклейка защитными пленками, полировка, ремонт лобового стекла, PDR (удаление вмятин без покраски), химчистка, мойка, локальная покраска, покраска кожи, шумоизоляция, перешив салона, ретрофит фар и т.д. Чтобы открыть профессиональный детейлинг центр по всем перечисленным услугам потребуется только на оборудование порядка 5 миллионов рублей, ремонт помещения, аренда, обучение сотрудников, выходит около 10-30 миллионов рублей. В основном работают ИП, самозанятые, мастера на аутсорсинге.

К примеру, если рассматривать самую популярную услугу «Оклейка защитными пленками» для того, чтобы заняться оклейкой пленки, изначально пройти обучение - 60-100 т.р, закупить инструмент 50-70 т.р, качественную пленку 70-150 т.р, арендовать помещение и сделать ремонт 300-900 т.р.

Примерно эти цифры относятся к любой из услуг которую я перечислил.

- Как бы вы могли охарактеризовать материалы, плёнки, гели, которые используются в работе. Есть ли тут особая специфика и нюансы? Мы слышали, Вы недавно предложили рынку плёнку под собственной торговой маркой «Plenza». В чём фишка, если на рынке уже присутствуют несколько десятков разных брендов. Может быть, франшиза была бы выгоднее?

Установка полиуретановой пленки — это очень сложный технологичный процесс, тут важен каждый нюанс!

На который влияет множество факторов, используемые материалы, инструменты, квалификация мастера и др. Приведу небольшой пример из практики, многие производители пленок рекомендуют устанавливать пленки на детский шампунь Джонсон беби, однако в его составе присутствуют вещества, которые не смываются с клея и ухудшают конечную адгезию продукта, влияя на конечный результат, в том числе и на восприятие продукта в работе. Пленки производят, а инструмент и химию для установки не делают, а это очень важно для мастеров установщиков! Отсюда и возникает множество проблем: пленка плохо клеится, отклеивается, мастера применяют праймер портя авто… 


Как я и говорил, сейчас тенденция у мастеров - купить самую дешёвую пленку, сказав владельцу автомобиля, что это дорогой материал Llumar или Suntek. Оклеить дешевым материалам и через 1-3 года, а то и раньше, клей начинается кристаллизоваться, демонтаж пленки будет происходить с повреждением краски, поскольку дешевые пленки неустойчивы к химии на мойках, дорожным реагентам и в общем они создают иллюзию защиты. А в будущем разочарования клиентов, как итог - испорченная репутация.

Я пошел другим путем! Детейлинг – это в первую очередь, внимание к деталям, чтобы добиваться максимального результата. Для повышения качества работы, сделал комплексное решение для мастеров, запустив собственную премиум линейку антигравийных защитных пленок и установочных составов под брендом «Plenza», которые отвечают самым высоким стандартам качества. Качество — это не просто слова! Защитные пленки произведены из высококачественных американских материалов (полиуретан, клей, топ коат), на современном высокотехнологичном оборудовании, которые прошли проверку более чем 200 различным тестам, подтвержденные международным сертификатом. Благодаря чему, пленки имеют высокую защиту от механических и химических повреждений на срок до 12 лет. Это первые авторские продукты в России! Считаю, это большой шаг! На кону не только репутация бренда Plenza, но и моего личного, что не маловажно! 

- Мастера, специалисты, которые работают на данном рынке - кто они? Какими качествами обладают? Можете нарисовать условный портрет типичного игрока рынка (мастера)?

Мастеров можно разделить как в любом деле на профессионалов, которые знают и умеют правильно оклеивать автомобили по различным технологиям: по технологии готовых лекал, технологии «с куска», с/без разбора автомобиля. Которые отлично РАЗБИРАЮТСЯ В ПЛЕНКАХ, таких на рынке не более 10%.

Во вторую группу можно отнести мастеров, которые постоянно развиваются и повышают свой скилл, это порядка 30%.

В третью группу, я бы отнес мастеров, которые гонятся за деньгами, используют самые дешёвые пленки низкого качества для ускорения работы, часто повышают адгезию пленки, используя праймер, клеят с мусором, разбирают и ломают новые автомобили. На выходе получается работа среднего качества, но, когда возникает вопрос демонтажа пленки, мастера отказываются от этой работы, так как в работе использовался праймер, который создает чрезмерную адгезию клея и демонтаж пленки с бампера занимает 1-3 дня, краска отваливается, приводя к перекрасу элемента. В итоге - скупой платит дважды!

- Где и как можно обучиться всем нюансам и лайфхакам для работы на рынке детейлинг услуг? сложно ли стать мастером с "нуля" и что для этого нужно?

Сейчас очень много разных школ по детейлингу с различными курсами (оклейка, детейлинг, Pdr и др). У всех разные подходы и технологии. Я лично специализируюсь на обучении по оклейке защитными пленками по своим авторским технологиям «с куска» и по системе готовых лекал без какого-либо разбора автомобиля. Для того чтобы стать мастером с «0», я рекомендую искать информацию на видео уроках, посещать семинары, пробовать клеить, и только после этого приезжать на обучение! Для действительно, эффективного прохождения обучения нужна минимальная база знаний!

- Максим, какие ваши планы на будущее?

В ближайшее время, планирую проводить квалификационные семинары по установке защитных пленок по своей авторской методике в разных городах нашей Родины. Развивать и укреплять свой бренд защитных пленок Plenza. Глобально – продолжать популяризировать детейлинг в России!