Сергей Нарышкин: быть закону или не быть решает парламент

Сергей Нарышкин: быть закону или не быть решает парламент

2 июня, в Госдуме прошли парламентские слушания на тему:
"Основные направления налоговой политики Российской Федерации".

 2 июня, в Госдуме прошли парламентские слушания на тему:
"Основные направления налоговой политики Российской Федерации".

 В работе которых принимали участие  Антон Силуанов, министр финансов Российской Федерации,  Алексей Улюкаев, министр экономического развития Российской Федерации ,  Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова,  депутаты Госдумы, сенаторы, представители федеральной налоговой службы, представители госкорпораций, научного сообщества, эксперты и общественных организаций. 

  Открывая слушания, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин отметил, что
традиционное обсуждение документа, "конечно же, подчеркивает
политическую ответственность парламента за вопросы налоговой политики".

"Ситуация в экономике остается непростой, и поэтому реальный выход на
путь инновационного развития и радикальное улучшение инвестиционного, да
и в целом делового климат в стране остается задачей номер один. И в этой
связи мой первый вопрос ко всем участникам парламентских слушаний -
насколько проект Основных направлений налоговой политики соответствует
стратегическому плану развития страны, насколько текст Основных
направлений, текст этого важного документа, подготовленный Министерством
финансов РФ соответствует вызовам, которые стоят перед Россией", -
отметил Нарышкин.
"Другой важнейший вопрос - это конкурентоспособность нашей налоговой
политики. Давайте, наконец, говорить не о цифрах, которые часто называют
в борьбе за местах в различных рейтингах, часто, бессмысленных, а
давайте говорить о том, насколько наша налоговая политика конкурентна и
содействует конкурентной борьбе на финансовых рынках, на рынках
капитала", - указал он.
"Многие в этом зале отмечали, что в погоне за фискальной составляющей
налоговой политики Правительство подчас забывает о ее стимулирующей
функции, о функции развития. В этом зале звучали достаточно резкие слова
о том, что налоговая поддержка бизнеса незначительна, если она и есть,
то осуществляется чаще всего за счет бюджетов российских регионов.
Вопрос: что изменилось за истекший год", - продолжил Председатель
Государственной Думы.

"В прошлом году мы говорили о необходимости проанализировать ошибки,
допущенные в налоговой политике, и наметить пути решения, то есть те
законодательные инициативы, которые исправят эти ошибки, - что за год
сделано", - предложил он. "Частный, но очень болезненный пример - это
консолидированные группы налогоплательщиков. Ранее мы договаривались
приостановить на год регистрацию консолидированных групп
налогоплательщиков, а за это время разобрать, что делать дальше.
Государственная Дума выполнила свою часть работы, соответствующий закон
был принят, а вместе со Счетной палатой мы осуществляем постоянный
мониторинг ситуации, и должен сказать, что мониторинг показывает, что
ситуация очень непростая, прямо скажу, очень тревожная, регионы теряют
большие средства и кроме того они фактически не могут четко планировать
свои бюджеты. Хочу услышать сегодня от Антона Германовича (Силуанова)
конкретные предложения по исправлению этой ситуации, я напомню, что
Минфин ранее заявлял о компенсации выпадающих доходов в регионах. Если
такое решение не будет найдено, депутаты Государственной Думы его найдут
при рассмотрении проекта очередного бюджета. Ни у кого не должно быть
сомнений в том, что принятие бюджета - это конституционной и, подчеркну,
исключительное полномочий парламента", - заявил Нарышкин.

Кроме того, темой слушаний должна стать судьба антикризисных предложений
в налоговой сфере, которые были подготовлены Государственной Думой и
российскими регионами. "Здесь присутствуют руководители крупнейших
регионов России, крупнейших компаний, и для нас очень важно услышать
ваше мнение по обозначенным проблемам", - предложил Председатель
Государственной Думы. "Наконец, как оценивают налоговую политику и
Общественная палата России, Уполномоченный по защите прав
предпринимателей, эксперты и общественные организации. Мы отдаем себе
отчет в том, что такой документ, как Основные направления налоговой
политики законодательной силы не имеет, однако будучи базой для
разработки федерального бюджета он призван предупреждать и общество, в
том числе предпринимателей о возможных переменах в законодательном
поле", - отметил Нарышкин. "И только соответствие заявленных намерений
реальным шагам гарантируют ту стабильность и предсказуемость, о
необходимости которых говорил Президент РФ в своем Послании Федеральному
Собранию", - подчеркнул он.

"Мы видим, что инициатива главы государства о моратории на повышение
налоговой нагрузки на экономику продекларирована и в проекте Основных
направлений, я бы отнес только к курьезу тот факт, что Президент в своем
поручении говорил о четырехлетнем моратории, а в Основных направлениях
обозначены только три года. Может быть, не стоит так формально
привязываться к названию документа - Основные направления налоговой
политики на три года, а в тексте документа четко обозначить - четыре
года моратория. При этом я хотел бы, кончено, услышать ответ на вопрос,
а нет ли угрозы разного рода исключений из этого моратория и насколько
Правительство готово вместе с депутатами пресекать или явные, или
скрытые попытки размыть принцип не ухудшения налоговой нагрузки на
предпринимателей в течение четырех лет", - заявил Председатель
Государственной Думы.

"Я хотел бы добавить, что политическая ответственность за принятие
решений и в налоговой, и в бюджетной сфере лежат на депутатском корпусе,
и именно поэтому в ноябре прошлого года мы усилили возможности
предварительного парламентского контроля, в рамках которого и проводятся
сегодняшние парламентские слушания. Кроме того, теперь в закон "О
парламентском контроле" включена и отдельная норма, которая посвящена
ситуациям, когда Правительство затягивает представление заключений на
тот или иной законопроект, в том числе который касается и налоговой
сферы. И мы были вынуждены сделать такую поправку, поскольку такая
практика, к сожалению, еще имеет место. Еще раз подчеркну, что это
просто недопустимо - быть закону или не быть решает парламент, это
конституционное полномочие парламента, но отсутствие своевременного
заключения Правительства, в том числе когда это необходимо, порой
выглядит как намерение препятствовать исполнению конституционных
полномочий депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. Не могу об
этом не сказать сегодня", - заявил Нарышкин.

"Мы проводим сегодняшние парламентские слушания не для галочки, что
называется, не для того, чтобы поговорить и разойтись, а нам важен
конечный результат, а именно учет рекомендаций парламентских слушаний в
Основных направлениях налоговой политики, а в итоге, во всей
деятельности Правительства по реализации налоговой политики в нашей
стране", - заключил Нарышкин.