
«РГ» рассказала, как Степашин и Гуцериев освобождали похищенных на Кавказе людей
Об этом «Российской газете» рассказали люди, непосредственно знакомые с этим аспектом его биографии – бывший глава МВД Сергей Степашин и Алихан Амирханов, в 1995-1997 годах возглавлявший Зону экономического благосостояния «Ингушетия» (ЗЭБИ).
В то время обстановка на Северном Кавказе была нестабильной, особенно в Чечне, где орудовали банды, практиковавшие различные способы нелегального обогащения. И ЗЭБИ, куда приезжали иностранные специалисты и предприниматели, привлекала их внимание. Они считали, что если речь идет о гражданах других стран, за них можно требовать многомиллионный выкуп, поэтому случаи похищений таких людей имели место.
Алиханов вспомнил о похищении Имриха Риго, строителя из Словакии, который оказался в руках у бандитов в 1997 году. За него требовали выкуп, однако Гуцериев, который, узнав о случившемся, прилетел в Ингушетию и занялся решением вопроса, отказался платить. Он рассудил, что если отдать преступникам деньги, они увидят, что схема работает, и последуют новые похищения.
Алихан Амирханов: «Денег Гуцериев бандитам не давал никогда. И не потому, что ему что-то жалко было. Он говорил: я за деньги не буду спасать никого, потому что, если отдам, значит я помогу террористам. А он их называл только так – террористами, бандитами, у него другого не было слова».
В случае с Риго Гуцериев использовал все свои связи, сумев добиться освобождения иностранца, который вернулся из плена 14 февраля 1997 года.
Как указал Амирханов, Гуцериев имел репутацию человека слова, всегда выполняющего обещанное и пользующегося авторитетом на Кавказе – как среди руководства республик, так и у духовенства и старейшин. Именно это и позволяло Гуцериеву находить рычаги воздействия и спасать похищенных.
Случай с Риго был отнюдь не уникальным. После его спасения к Гуцериеву неоднократно обращались силовики и представители президента, которые просили его помочь спасти других заложников. В частности, в 1998 году боевики похитили французского дипломата Винсента Кошетеля.
Операцию об освобождении иностранца курировал тогдашний министр внутренних дел Сергей Степашин, который и рассказал «РГ» о значительной роли Гуцериева, также за ее ходом следил и президент Франции Жак Ширак, впоследствии поблагодаривший президента РФ Бориса Ельцина за спасение Кошетеля. Гуцериев и замглавы МВД России Владимир Рушайло лично занимались освобождением француза, и тот потом отзывался о них с большой теплотой.
Амирханов рассказал и о других эпизодах с участием Гуцериева, напомнив, как тот приложил руку к спасению полпреда президента в Чеченской Республике Валентина Власова и освобождению женщин из разных субъектов РФ, оказавшихся в Чечне. Упомянул он и о событиях в Беслане 2004 года, напомнив, что Гуцериев предлагал террористам обменять заложников на него, помог склонить их к переговорам и добиться согласия захватчиков принять запасы питьевой воды и эвакуировать тела погибших. Кроме того, предприниматель тогда задействовал все свои связи, чтобы получить помощь тех, кто мог бы оказать влияние на ситуацию.
Алихан Амирханов: «Гуцериев всегда говорил: “Я в штыковую атаку не ходил, в окопах не сидел. Ордена надо давать тем, кто защищает Родину на поле боя, погибает за нее. Я лишь выполнял свой гражданский долг. И на человеческом горе я себе медаль на грудь вешать не буду”».
По словам экс-главы ЗЭБИ, страна должна знать своих героев. По его мнению, в данном случае проявлением героизма стала готовность принять на себя ответственность за жизни других людей.
(ИА "Государственные вести") |
для возможности оставлять комментарии