Почему самозанятые работают с цифровыми платформами при наличии комиссии?
С развитием самозанятости в России, всё большую популярность набирают цифровые сервисы, оказывающие посреднические услуги. Благодаря платформам, самозанятые получают возможность продвигать свои товары и услуги, получают помощь с поиском заказчиков, а также пользуются посредником – гарантирующим честность сделки. Также, дополнительными функциями платформ–посредников становятся упрощение документооборота и автоматизация формирования чеков, как подтверждающих документов для самозанятых. Такой подход к работе используется, как платформами, работающими в России, так и зарубежными сервисами.
Довольно распространено мнение о избыточности комиссий цифровых платформ, чаще всего взимающих определённый процент
от стоимости заказа, либо требующих подписки для использования своего сервиса. Однако, не всё так просто – комиссия является необходимым элементом работы цифровой платформы.
Наталья Вайнберг, юрист и общественный деятель, специально для ИА «Государственные вести» проанализировала работу и функционал сервисов в России и за рубежом, убедившись – комиссия платформ вполне соответствует тем преимуществам, которые они предоставляют своим пользователям.
Какие бывают цифровые платформы?
Российские сервисы
Большая часть сервисов по работе с самозанятыми представлена в России крупными платформами, созданными крупными IT–компаниями, или являются их дочерними предприятиями, например – Яндекс, СБЕР, OZON, ВК, YouDo и другие.
YouDo
Агрегатор предоставляет услуги для работы заказчикам и самозанятыми, помогая:
- Находить друг друга исполнителям и заказчикам;
- Провести оптимизацию документооборота, упростить выплаты;
- Оплачивать налоги самозанятым, формировать юридическую документацию закрытия работ (договор, акт);
- Проверять статус исполнителя;
- Находить заказчиков самозанятым, оплачивать страховые выплаты, автоматизировать формирование и аннулирование чеков.
Аудитория платформы более 2,6 миллионов исполнителей в самых разных направлениях – от написания текстов и IT–сферы до перевозки мебели, благодаря этому агрегатор помогает найти исполнителя практически под любую задачу. Структура сервиса нацелена на поиск разовых подработок, без признаков трудовых отношений.
При этом, YouDo собирает комиссию 0,5%–3% с каждого заказа. Отдельно рассчитывается оплата сервису за поиск потенциальных исполнителей, но, если заказчик подбирает исполнителя сам – дополнительные платежи отсутствуют.
Яндекс
IT–гигант представлен на рынке несколькими сервисами для самозанятых, рассмотреть стоит два из них – агрегатор такси (Я.Такси) и маркетплейс товаров (Я.Маркет).
Яндекс.Такси даёт возможность каждому водителю зарегистрироваться и получать заказы, при выполнении условий – наличие водительских прав, верифицированных в России, разрешения на коммерческую перевозку и опыта вождения от 3–ёх лет.
Подключившись к платформе, таксист самостоятельно выбирает, когда и сколько работать, а также может выбирать заказы или получать их автоматически – с учётом своей геолокации, а значит, клиент будет найден максимально близко к местоположению водителя.
Комиссия агрегатора зависит от тарифа и региона, в котором водитель планирует выполнять перевозку. Например, в Москве в тарифе “эконом” отчисления агрегатору составляют в среднем 18%
Заказчики оплачивают полную стоимость заказа, с уже включённой в состав цены комиссией и НДС.
При этом, агрегатор берёт на себя:
- Техническую обработку заказа;
- Содержание платформы для водителей Яндекс.Про и клиентского приложения Яндекс Go;
- Маркетинг: привлечение клиентов для роста заказов через скидки и другие акции;
- Субсидирование водителей – компания доплачивает водителям из своей комиссии, это нужно для поддержания дохода и устойчивости цен для клиентов;
- Работу службы поддержки: для клиентов и водителей;
- Инвестиции в технологии безопасности для всех участников движения;
- Страхование поездок.
Маркетплейс Яндекс.Маркет даёт возможность самозанятым продавать произведённые ими товары на платформе одного из крупнейших онлайн–маркетов. Процедура продаж интегрирована с созданием кабинета продавца, поэтому существенно упрощена – достаточно подтвердить статус, после этого автоматически ставка налога по каждой проданной единице товара будет составлять 6% (т.к. Я.Маркет является юр. лицом).
Комиссия платформы составляет от 1 до 15%, в зависимости от категории товара и не зависит от организационно – правовой формы продавца. Платформа предоставляет возможность продавать свои товары по всей России с использованием обширной логистической системы.
СБЕР
Сервис «Своё дело» от СБЕР скорее финансовая платформа для самозанятых, куда можно перенести своё взаимодействие с заказчиками – получение оплаты на карту банка, оплату налога, формирование чеков.
Помимо этого, предоставляются сервисы:
- Ведения учёта заказов – автозаполняемая табличная форма, по которой будет удобно ориентироваться в делах;
- Конструктор сайтов – помогает легко сделать сайт для размещения информации о себе;
- Консультаций профессионального юриста по любым вопросам, связанным с выполнением заказа;
- Конструктор документов – сервис позволяет сформировать договор и закрывающие документы для закрытия отчётности по оказанным услугам.
Что показалось мне самым интересным – базовые функции платформы работают бесплатно. Помимо этого, действуют специальные программы кредитования, ипотеки и др. льготы.
Ozon
Сервис этого маркетплейса для самозанятых во многом аналогичен предложению Яндекс.Маркет. Самозанятый, открывая кабинет продаж, может реализовать свою продукцию – платя налог в соответствии с организационно – правовой формой (в данном случае – плательщики НПД). Чеки можно загружать в приложение из кабинета продавца.
Сервис выгоден, как площадка, обеспечивающая поток клиентов и упрощающая документооборот (чеки можно загружать из кабинета продавца).
Комиссия маркета – 4–15% в зависимости от категории товара, также владелец оплачивает доставку (если она не включена в цену для покупателя).
ВКонтакте
Социальная сеть разработала довольно оригинальное решение по созданию бизнес–страниц с интеграцией выплат для самозанятых.
Пользователи создают страницу своего магазина, где можно разместить свои товары, получать заказы и оплату от подписчиков, автоматически формировать чеки
Интересно, что ВКонтакте также не берёт комиссию за вывод денег из личного кабинета. Все остальные комиссии аналогичны стандартным для каждого используемого инструмента монетизации.
Зарубежные сервисы
Самозанятость – явление, активно развивающееся во всём мире. Неудивительно, что зарубежом также функционируют платформы и сервисы для взаимодействия с самозанятыми. Предлагаю проанализировать условия, которые предоставляют они.
Upwork
Американская фриланс–биржа, оказывает посреднические услуги по поиску исполнителей и заказчиков. Схожа по принципам работы с проанализированным выше отечественным сервисом YouDo, предоставляя дополнительный сервис для самозанятых – рекламу своих услуг в специальных блоках платформы.
Агентская комиссия платформы для заказчиков составляет 10% от стоимости каждого заказа. Исполнители же платят 20% от первых $500, заработанных на платформе. Сбор постепенно уменьшается:
- До 10% в диапазоне $500 – $10 000;
- До 5% за все суммы свыше $10 000.
Так как биржа находится в юрисдикции США, где самозанятость определяется постановкой на учёт и подачей декларации по особой 1040, сервис не предоставляет функционал формирования чеков или помощи с ведением отчётности.
eBay
Зарубежное право, также как и в России, позволяет самозанятым продавать самостоятельно произведённую продукцию. Для этих целей многие пользуются данным этим маркетплейсом, открывая бизнес–кабинет и реализуют то, что создают в качестве handmade–изделий, или продуктов массового производства, создаваемых индивидуально. Аудитория маркетплейса более 170 млн. чел., что создаёт отличные предпосылки для реализации продукции.
Интеграция с приложениями для ведения деятельности самозанятых здесь не предусмотрена. Владельцы бизнес–кабинетов самостоятельно формируют свою отчётность и выписывают чеки, позже уплачивая налог в IRS.
Сбор маркетплейса с продажи составляет от 13,25% до 15% от стоимости товара, а также $0,35 с каждой продажи.
PitchMe
Английская цифровая платформа, основной сферой работы которой является посредничество в поиске заказчиков и исполнителей в направлении Data Science – разработка, графический дизайн, цифровой маркетинг. На этой платформе тоже отсутствует возможность загружать отчётность напрямую в приложение для самозанятых, а значит – плательщик налога должен вести её самостоятельно.
Работает на принципе анонимности, предлагая клиентам подходящих кандидатов на основе указанных в анкете навыков. Оплата вносится заказчиками по достаточно интересному принципу: под каждую задачу доступно ограниченное число кандидатов, чтобы увидеть больше нужно заплатить 10 фунтов.
Contena
Биржа фриланса для копирайтеров, совмещающая в себе также функционал образовательной платформы и инструментов письма. Для исполнителей предложены форматы поиска вакансий и предоставления базы компаний, нанимающих самозанятых специалистов.
Стоимость услуг оплачивается по фиксированному тарифу – $40 в месяц, либо годовая подписка за $497.
Почему платформы берут комиссию
Работа с цифровыми платформами для многих категорий самозанятых становится оптимальным способом реализации своих работ и услуг и благодаря этим сервисам – как в России, так и зарубежом они значительно легче находят заказчиков.
Размер комиссии каждой из платформ во многом зависит от того, какие сервисные решения она предоставляет. Так, банковские приложения, дублирующие функционал приложения «Мой налог», часто работают бесплатно, поскольку не предоставляют существенной услуги для самозанятого (довольствуясь расширением клиентской базы). В основном, комиссия наблюдается на лидогенерирующих платформах, также обеспечивающих гарантии для заказчика и исполнителя, по исполнению их договора.
Стоит отметить, существенная часть сборов платформ направляется на разработку и внедрение нового функционала, что позволяет расширить возможности заработка для всех участников экосистемы, предоставляя своим клиентам новый, дополнительный сервис. Ещё один важный элемент расходов платформ – обеспечение безопасности пользователей и адаптация к киберугрозам. Также, стоит помнить о необходимости поддерживать работоспособность платформы, а это расходы на команды разработчиков и продактов, коммерческий и финансовый отделы, службу продвижения платформы (привлекающую, в том числе – и новых заказчиков), а также закупка и обслуживании серверного оборудования.
Вновь отмечу, для большинства направлений самозанятости, сотрудничество с цифровыми платформами является самым простым и удобным способом поиска заказчиков – особенно на ранних этапах работы. Для ряда направлений, сотрудничество с цифровыми платформами создаёт возможность работы самозанятых на этом рынке с тем уровнем выгоды, который мы знаем сегодня (такси, курьеры, службы клининга и др).
Каждый самозанятый может отказаться от сотрудничества с цифровыми платформами. Самостоятельно искать заказчиков, а значит избавятся в структуре своих расходов от комиссионных отчислений. Но, смогут ли они так быстро найти нужное им количество клиентов, обеспечить себе такую же плотность заказов без помощи агрегаторов? Насколько в этом случае уменьшится их доход, в сравнении с теми отчислениями, которые они платят в виде комиссии?
Соответствующая практика взаимосвязи цифровых платформ и самозанятых носит повсеместный характер – в силу одинаковых потребностей самозанятых в России и зарубежом. Однако, стоит отметить – российские платформы нередко назначают комиссию ниже зарубежных вариантов, превосходя их в направлении предоставляемого функционала. Например, упрощают работу самозанятых в сфере документооборота.
В будущем мы увидим рост числа самозанятых, работающих через цифровые платформы. Объективно, это уже один из самых удобных способов поиска заказов, а в некоторых областях именно платформы обеспечивают достаточную плотность заказов, чтобы сделать эту деятельность выгодной.
Ещё одним фактором роста может стать работа платформ в сфере упрощения процедур отчётности о работе с самозанятыми и оформления договорных отношений с ними. Это привлечёт ещё больше клиентов на этот рынок, что будет дополнительно стимулировать самозанятых к сотрудничеству с цифровыми платформами.
(ИА "Государственные вести") |
для возможности оставлять комментарии