Предсказанная 12 лет назад «Бойня»

Предсказанная 12 лет назад «Бойня»

Вышедший в свет 12 лет назад трехтысячным тиражом триллер «Бойня» известного военно-политического эксперта, доцента Финансового университета при Правительстве России Владимира Ераносяна, будет переиздан. Казалось бы, ничего удивительного. Но есть нюанс.

Книги на то и книги, что их переиздают в случае, если они интересны и на них есть спрос. Но тут дело другое — «Бойня» приобрела новое прочтение и особые звучание и актуальность спустя 12 лет после первого издания именно потому, что Ераносян издал в 2024 году свой «Инсургент» о неудавшемся путче ЧВК «Девять Одинов».

Как выясняется, за 12 лет до этого появился в свет био-психологический триллер этого же автора, и в нем описан детальный алгоритм государственного переворота, поразительно напоминающий несостоявшийся путч ЧВК «Вагнер». Правда, сюжет был подан под фэнтезийной пеленой и разбавлен интермедиями…

Судя по всему, Ераносяна, как автора и кандидата политических наук, да еще и капитана 1 ранга запаса, тема насильственного свержения государственного строя занимает не из праздности и уже много лет. Он разбирает ее на кирпичики и клетки, и с утилитарной точки зрения раскрывает механизм переворота, отслеживает через художественные образы, срисованные из реальных прототипов, методологию купирования подобных угроз.

Автор видит эти угрозы в понятной и апробированной Западом схеме одновременного разжигания этнической и религиозной розни в стране, которую невозможно победить на поле боя.

При этом в триллере «Бойня» четко очерчен таран военного путча. Это недовольная часть офицерства во главе с харизматичным полковником ГРУ Дугиным, который готов возглавить не столько справедливое выступление против прогнившей власти, сколько заменить ее своей единоличной диктатурой.

При этом Дугин практичен и весьма расчетлив. Его не сбить с панталыку. Уверовавший в свою миссию и готовый к прямому действию, он воспринимает спонсоров, включая бывшего губернатора, отсиживающегося в Тироле, как временный тактический союз.

Он уготовил себе роль вождя и диктатора, но понимает, что любого вождя должен призвать народ. Иной типологии лидерства не существует: ты либо получаешь власть по наследству, либо рационально-легитимным путем через выборы, либо ты ее захватываешь за счет своей харизмы и силового блока, имитируя законность.

Народ на взгляд главного заговорщика обратиться к нему только после пролития крови, которую по иронии судьбы должен будет остановить именно он.

Итак, Россия, 2012 год. Ксенофобия разжигается вместе с религиозной нетерпимостью. Тараном расшатывания устоев становятся фанатские группировки, спровоцированные убийством одного из членов «фирмы». С другой стороны дестабилизация вызывается кавказскими сепаратистами. Это часть плана Дугина — стравить массы одновременно в двух столицах.

С особым пристрастием Ераносян описывает метания интеллигенции, которая радуется путчу, не выходя из своих престижных квартир, не подозревая, что скоро к ним постучится та самая чернь, которую они воспринимают как послушную толпу, и истребует своей доли с наворованного.

Сменяющие друг друга локации двух городов — Москвы и Северной Пальмиры — тот ландшафт, где разворачивается бойня. Кровопролитие из маленьких ручейков сливается в багровую реку.

Сначала похороны фаната и беспорядки, потом подрыв смертника у Санкт-Петербургской Соборной мечети на Петроградской стороне, далее вызов на «Стрелку»: фанаты вызывают чеченцев. И, казалось бы, столкновение на Поклонной горе в Москве, где с крыш готовы открыть стрельбу по обеим сторонам подготовленные Дугиным недовольные расформированием своей воинской части прежним министром обороны военспецы, неминуема! Ее не остановить… Люди Дугина вот-вот посеют смуту прицельным снайперским огнем, и процесс станет необратимым. И тогда хаос и страх заставят народ призвать единственного человека, кто может все это остановить. Его, полковника Дугина, призовут на российский трон точно так, как разрозненные и враждующие племена славян призвали варягов на княжение.

Козырем в рукаве Дугина является скрытый от начальства проект «РЭТ». Если его предаст ближний круг, к него есть на кого опереться — бездушная машина убийства всегда под рукой, собственный «Голем», продукт стараний гениального профессора Функеля. Засекреченный универсальный солдат, выполняющий все приказы «Хозяина», безропотный, но эффективный киллер — ключевая часть замысла путчиста. Но именно она дает сбой.

И именно здесь я предлагаю остановиться со спойлерингом, ибо в контексте происходящего сегодня это произведение нужно читать целиком, а не полагаясь на изложения и аннотации.

 

Василий Прядин