Правительство России делает ставку на обнищание народа
Оптимизм правительства, который сквозил из Белого дома ещё в мае, быстро улетучился вместе с предсказуемым сезонным понижением цен на нефть. Достаточно было трёхнедельного падения нефтяных котировок с $63 до $52, как стало очевидным, что правительство за полгода так и не смогло решить две основные задачи — подавления инфляции и роста промышленного производства.
Первую половину этого года правительство занималось очередным этапом экспериментального строительства рыночной экономики в условиях псевдогосударственного монопольного регулирования (индексация тарифов). В результате создалась парадоксальная ситуация.
С одной стороны, премьер-министр, вице-премьеры и министры экономического блока, говоря о контроле над инфляцией, заявляют о рыночном регулировании экономики, то есть рост инфляции должен сам постепенно сократиться при определенных естественных факторах. Основным таким фактором в нынешних условиях является сокращение покупательной способности населения, что подтверждает ЦБ в своём заявлении. Если же выражаться более точно, то красивой фразой — «сокращение покупательной способности» прикрывается факт обнищания народа.
С другой стороны, правительство, невзирая ни на покупательную способность населения, ни на возможности развития реальных секторов экономики, командным, нерыночным методом повышает тарифы естественных монополий, которые являются основой всего ценообразования. В то же время Центральный банк, стараясь и поддержать экономический рост, и сократить инфляцию, пытается балансировать курсом рубля, не давая ему сильно укрепиться, но и не позволяя резко дешеветь, используя для этого валютные интервенции и регулирование процентной ставки.
Прогнозы динамики ВВП за второй квартал говорят о продолжающемся спаде: -4,4% за квартал и -3% в полугодовом выражении. Существенно, можно сказать, катастрофически сократились инвестиции в основной капитал. Инфляция остаётся на высоком уроне и сдерживается тремя факторами: обнищанием народа, сокращением денежной массы и высокой процентной ставкой. Первый фактор может привести к социальным волнениям, второй и третий душат отечественную промышленность и банковский сектор. Заметим, что количество просроченных кредитов растёт и, несмотря на сокращение основной ставки с 17% до 11%, продолжается сокращение кредитования как бизнеса, так и частных лиц. Всё это говорит о том, что в экономической политике срочно надо менять стратегию.
Вместо того чтобы сажать и граждан, и бизнес на голодный денежный паёк и ждать, когда замедлится инфляция, необходимо навести порядок в ценообразовании.
Заморозить, пока инфляция не достигнет целевых уровней в 4%, индексацию тарифов естественных монополий.
Навести порядок на рынке электроэнергии и автомобильного топлива, где налицо картельный сговор.
В розничной торговле сократить маржу ретейлеров и прочие премии до 10%, ограничить количество перекупщиков товаров и прекратить практику поборов за вход в сеть. Кстати, и среди ретейлеров мы можем наблюдать картельный сговор, который надо пресечь жёсткими методами. Только эти меры могут привести к замедлению инфляции сразу же на 2%.
Понизить основную ставку и через финансовые инструменты увеличить денежную массу.
Упростить получение кредитов предпринимателями, но при этом вести жёсткий мониторинг банковских рисков, что, надо сказать, пытается делать ЦБ.
Однако такие действия, по искреннему мнению экономического руководства страны, являются антирыночными; и потому мы снова и снова будем наблюдать картину, как ЦБ и правительство гасят инфляцию, повышая тарифы естественных монополий, бьются за рост экономики, лишая её денег, и повышают благосостояние граждан путём сокращения их доходов.
для возможности оставлять комментарии