Избавиться от исключений

Избавиться от исключений

Антироссийские санкции впервые затронули Эльвиру Набиуллину и других представителей деловых и политических кругов.

Россию продолжают атаковать санкциями со стороны США, Евросоюза и других стран, выразивших несогласие с проведением спецоперации на Украине. Свою позицию по этому вопросу в привычной Западу форме выразила и Австралия, правда, несколько отличившись от союзников. В санкционный список попала глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина и другие лица, которым ранее удавалось этого избежать. Судя по всему, это только начало. 

Австралийское правительство 8 апреля обнародовало свои списки антироссийских санкций, которые стали ответом страны на проведение Россией спецоперации на Украине. Список лиц, которые подверглись санкциям со стороны Австралии, в какой-то степени можно считать прогрессивным, так как в него вошли лица, которые ранее не попадали под ограничительные меры со стороны США, Великобритании и ЕС.

Своеобразный дебют состоялся у главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной, которая ранее в подобных списках не фигурировала. Вопросы возникают не столько в связи с её попаданием под санкции Австралии, сколько в связи с тем, что ранее её обошли стороной ограничения других стран. Этот факт выглядит довольно необычно, особенно если учесть, что сам ЦБ был атакован различными ограничительными мерами почти с самого начала спецоперации, а глава российского Минфина Антон Силуанов, который является коллегой главы ЦБ по финансовому блоку правительства, ранее попал в санкционные списки США.

Создаётся впечатление, что кабмин Австралии, готовя санкции, сделал своего рода одолжение тем российским чиновникам и олигархам, на которых уже стали смотреть с подозрением из-за их отсутствия в списках. Даже наиболее лояльных к Западу бизнесменов типа Фридмана и Абрамовича не миновала эта участь. При этом Владимира Потанина и Владимира Евтушенкова в более ранних списках не было. Австралия, тем не менее, исправила это недоразумение и внесла в списки упомянутых владельцев «Норильского Никеля» и АФК «Система», а также основной акционер «Лукойла» Вагит Алекперов, представители металлургической отрасли Владимир Лисин и Андрей Бокарев, совладелец «Евраза» Александр Абрамов, финансист Олег Бойко. Хотя большая часть из них 13 апреля все-таки вошла в перечень санкций Великобритании.

С каждой неделей крепнет ощущение, что среди крупных российских бизнесменов и высокопоставленных чиновников скоро просто не останется ни одного человека, которого хоть как-то не коснулись санкции.

Власти стран Запада также не забывают о представителях российских СМИ: если ограничения стартовали со вполне очевидных кандидатур (Маргариты Симонян, Дмитрия Киселёва, Владимира Соловьёва), то теперь санкционный каток Запада расширил радиус своего действия. В санкционный список Евросоюза попали глава медиахолдинга Минобороны «Звезда» Алексей Пиманов, гендиректора агентства ТАСС, ВГТРК и телеканала «Санкт-Петербург» Сергей Михайлов, Олег Добродеев и Александр Малькевич. Досталось и главредам популярных ежедневных газет – Владимиру Сунгоркину («Комсомольская правда») и Павлу Гусеву («Московский комсомолец»). В число неугодных журналистов попал владелец РБК Григорий Березкин. Это издание едва ли можно заподозрить в большой симпатии к власти, хотя в 2017 году с приходом Березкина в РБК в качестве нового инвестора работа журналистов всё же претерпела некоторые изменения.

По мнению политических инсайдеров, введение новых антироссийских санкций лишь объединяет представителей российской элиты. Тем не менее, шквальная атака санкциями со стороны Запада лишь сильнее убеждает в том, что российскому бизнесу потребуется очень много времени и ресурсов на реинтеграцию в мировую экономику.

Александра Иванова