Арик Шабанов об организации процедуры закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд
Вопрос осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в условиях рыночной экономики является системно значимым, так как от разработки оптимальных механизмов их проведения зависит как развитие конкурентного рынка в области государственных закупок, так и повышение качества закупаемых товара, работ или услуг.
В начале 2000-х годов российский рынок достаточно интенсивно стал применять в своей работе принципы рыночной экономики, основанные на равном доступе всех участников к рынку реализации выпускаемых или закупаемых ими товаров, работ или услуг с целью их последующей продажи на конкурентной основе.
Принимая во внимание отсутствие необходимой законодательной базы, которая бы позволила адаптировать российскую экономику к рыночным принципам работы, высшим руководством страны было принято решение о доработке системы нормативно-правового регулирования, в том числе в области осуществления государственных и муниципальных закупок.
На протяжении 8 лет законодатель вел работы по разработке универсального документа, основная задача которого состояла в унификации норм законодательства в области государственных закупок и их закреплении в едином нормативно-правовом акте.
С учетом действующего законодательства, процесс осуществления государственной закупки можно условно разделить на 4 этапа:
- планирование государственной закупки;
- проведение конкурсных процедур и/или определение победителя закупки;
- исполнение государственного контракта;
- отчет о выполнении закупки.
Процедура осуществления государственной закупки основывается на основополагающих принципах, которые помогают лицам, участвующим в закупке, обеспечить равенство прав при ее осуществлении, главным из которых, по мнению автора статьи, является принцип профессионализма заказчиков закупки.
Содержание данного принципа состоит в том, что заказчик, планирующий или проводящий закупки, должен обладать достаточным уровнем квалификации, позволяющим ему на должном уровне организовать как подготовительные мероприятия, предшествующие закупке, так и провести закупки со стадии проведения отбора участников закупки до стадии отчета по проведенной закупке.
Сложность реализации данного принципа состоит в том, что зачастую, при проведении закупок сложных видов товаров, работ или услуг, заказчики не располагают в своем штате специалистами, имеющими достаточный уровень квалификации, который бы позволил им самостоятельно и на должном уровне подготовить документацию для проведения закупки и провести саму закупку.
В целях устранения указанных квалификационных барьеров заказчика, действующая редакция закона №44-ФЗ (а именно, статьи 40, 41 Закона) предоставляет заказчику право на привлечение специализированных организаций и экспертов, которые оказывают заказчику помощь как при проведении процедур по отбору участников, так и при выполнении мероприятий по приемке исполнения обязательств по государственному контракту со стороны поставщика (исполнителя), признанного победителем закупки.
Успешность практической реализации процедуры отбора участников закупки, предусмотренной законом №44-ФЗ, подтверждается также тем, что многие коммерческие организации, применение норм закона №44-ФЗ для которых не является обязательным, при проведении тендеров также стали руководствоваться положениями указанного закона при разработке внутренних регламентов и положений, определяющих порядок осуществления закупок.
Полагаем, что обращение к высококвалифицированным специалистам за консультацией или разработкой пакета документов, регламентирующих порядок проведения закупки или тендера на продажу активов компании, является эффективным способом оперативного управления компанией, позволяющим исключить большое количество ошибок и просчетов, с которыми сталкиваются управленцы при самостоятельной подготовке регламентирующих пакетов документов.
Кроме того, обращение в компанию, которая осуществляет подготовку всех необходимых процедур, а зачастую и непосредственно проводит закупку или тендер по продаже активов компании, обеспечивает защиту компании от многих рисков, в том числе:
- репутационные риски (так как процедура проводится открыто и у участников закупки или тендера не должны возникнуть сомнения в части предвзятого отношения закупки или тендера к самому участнику);
- финансовые риски (как правило, специализированные компании одновременно выполняют функции агента, который, в том числе осуществляет техническое сопровождение по финансовым операциям в рамках закупки или тендера);
- риски приобретения товаров ненадлежащего качества (привлеченная организация скрупулезно относится к проверке качества поставленного товара, работы или услуги, либо лота, выставленного на продажу).
Принимая во внимание сложность выполняемых процедур, автор полагает, что при отсутствии у заказчика (как государственного, так и коммерческого) опыта в самостоятельном проведении закупок или тендеров на продажу активов, оптимальным решением в такой ситуации является обращение заказчика в специализированную организацию, которая позволит ему не только сэкономить время, но поможет с меньшими затратами достигнуть желаемого результата.
Шабанов Арик Гуршумович, Управляющий партнер Prime legal LLC, кандидат юридических наук
(ИА "Государственные вести") |
для возможности оставлять комментарии