О сложном – интерактивно и по-человечески
Проект «Диалог культур» – программа экскурсий для старшеклассников с посещением действующих культовых сооружений столицы. Но не все так просто – просветительский проект многогранен, как и сама многоконфессиональная столица. Это и воспитание толерантности с использованием современных образовательных технологий, например, очков виртуальной реальности. Это и квесты по храмовым комплексам, и мастер-классы, и викторины, позволяющие прикоснуться не только к религии, а в первую очередь к истории и культуре страны. А главное – в его основе индивидуальный подход к ребенку, ведь общаться приходится как с одаренными детьми, так и с трудными подростками. Подробнее обо всем этом в интервью медиапорталу «Хранитель» рассказал автор проекта, председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев.
– Антон Рафаэльевич, расскажите, на что в первую очередь направлен проект «Диалог культур»? Какая его основная цель?
– Мы организуем для детей экскурсии, знакомим с основными конфессиями Москвы, а по сути это все конфессии России, потому что все они сосредоточены в столице. Но что важно – мы знакомим ребят с составом Москвы, в том числе религиозным, через историю, через духовно-просветительские знания и национальные традиции. Все в соответствии с нашим законом об образовании.
– Как вы почувствовали необходимость проведения таких экскурсий? Из чего родилась идея проекта?
– Я был автором и соавтором многих законопроектов в этой области и много общался со школьниками. Я видел содержание учебников, рассказывающих о мировых религиях. И наблюдал за тем, насколько сильное было у детей недопонимание того, с чем они имеют дело, когда затрагивают эту сложную тему – религию. Порой мы сталкивались с их откровенной агрессией по отношению к тем или иным конфессиям. Тогда мы захотели провести для них интерактивные экскурсии, на которых дети смогут задать любые вопросы и получить положительные впечатления.
Мы долго выбирали экскурсоводов с европейским менталитетом. Это абсолютно открытые люди, которые не мыслят шаблонами и отвечают на любые вопросы. Мы отсеяли порядка 15 человек. В итоге за эти полтора часа, что длится экскурсия, ребята начинают отмечать для себя какие-то положительные стороны в любой религии. Такое погружение – невероятно ценный опыт, который пригодится, когда им придется изучать этот предмет в школе, и когда они столкнутся с людьми разных культур и верований в жизни. Например, в компании появляется чеченец, мордвин или латыш – сразу идет непонимание. Я специалист в области толерантности. Занимаюсь этой темой 15 лет. И отмечаю, как с помощью этой программы у ребят развивается толерантность, как они уже по-другому воспринимают своих сверстников другой национальности. Цель этих экскурсий – создание благоприятной среды для общения.
– С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться подросткам в многоконфессиональной Москве?
– Самая большая проблема – массовые выступления на улице. Я сам ездил по колледжам, вузам общался с ребятами, которые участвовали в крупнейших стычках и забастовках, когда рушили автомобили. Я разговаривал с этими детьми, спрашивая, почему он это делал. И не получал внятного ответа…
При разработке экскурсий мы учли и клиповое мышление молодежи. 5-6 часовые экскурсии, они не выдержали бы. Наша цель – за короткое время познакомиться, подружиться, поэтому экскурсии сопровождаются чаепитием и даже мастер-классами по приготовлению блюд национальной кухни.
Мы создаем для ребят такую атмосферу, которая вызывает положительные эмоции, чтобы им потом было с чем сравнивать. Мы объясняем, что татары очень гостеприимны, что они носители уникальнейшей культуры. Рассказываем, в чем отличие московских татар от казанских. И что все это одна большая семья. И так про всех.
Мы проводим квесты на территориях храмов, где ребята бегают, ищут артефакты. В Высоко-Петровском монастыре их заводят даже в старинные подземелья, построенные еще при Нарышкиных. В Еврейском музее и Центре толерантности ребята посещают 4D кинотеатр, знакомятся с историей и религией благодаря современным, интерактивным технологиям. А посещение Буддийского культурного центра сопровождается интереснейшими мастер-классами по наполнению буддийских статуй и медитации. Сам я встречаюсь с участниками проекта уже на пятой экскурсии. И по вопросам, которые они задают, вижу, как меняются ребята, исчезают стереотипы и напряженность. Знакомство с представителями религий дает понимание и уважение. Если ко мне приходит неподготовленный класс, я всегда беседую с педагогами – советую им общаться с плохо обучаемыми ребятами не с точки зрения требовательности к предмету, а с точки зрения эмоциональной составляющей. Впечатления, события – только так можно понять, чем живет ребенок, через что проходит и что не дает направить его на путь обучения и познания. Мы обязательно добиваемся этих впечатлений – без этого ребят не отпускаем.
– На сегодняшнем мероприятии в Мосгордуме вы показывали ребятам фильм о многоконфессиональной Москве, вооружив их очками виртуальной реальности. Расскажите подробнее о современных образовательных технологиях, которые используете в программе?
– Мы активно сотрудничаем с Московским центром развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО), который по инициативе Департамента образования Москвы сделал очень интересный образовательный проект для школьников – серию обучающих фильмов с использованием технологий виртуальной реальности.
Благодаря просмотру виртуального путешествия ребенок полностью погружается в атмосферу духовной жизни столицы. И одновременно совершает исторический экскурс. С помощью таких технологий ребенку удается лично поприсутствовать в храме, находясь при этом, например, в зале Московской городской Думы и общаясь с депутатом.
Что дает VR-проект? Эта технология совершенно по-другому преподносит информацию. Это не подача сухих фактов – создается эффект личного присутствия, что очень важно для обучения. Это мы можем от всего отгородиться, абстрагироваться, читая статью. Пропустить полученную информацию через собственный опыт и трансформировать эти знания в какие-то значимые для нас мысли. Ребенок этого сделать не может, а интерактивный фильм помогает через яркие впечатления глубже изучить материал и получить или обогатить знания. Именно поэтому мы включили в наш проект и такие фильмы в виртуальной реальности.
– За три года работы проекта вы посетили десятки школ. Можно ли назвать какие-то особенно напряженные районы Москвы?
– Не могу отдельно выделить какие-то депрессивные районы, но есть отдельные школы и классы, а скорее группы ребят. Очень печально, когда отдельные ученики не просто ничего не знают и не хотят знать, а вообще практически не расположены к обучению. Они терпят это обучение и эти экскурсии… Разумеется, с ними крайне тяжело вести диалог – у них в душе горит протест. Но, как правило, после второй-третьей экскурсии у них просыпается интерес. Нужно просто время и терпение. Не всегда и у педагогов его хватает.
– А как вы отбираете эти школы? Каким принципом руководствуетесь?
– Специально никак не отбираем. Представляем наш проект педагогам, директорам школ, родительским комитетам, а затем ждем обратной связи. Мы приняли решение не загонять в проект, но с радостью готовы сотрудничать с теми учреждениями, которым это в принципе интересно. Ведь есть активные и неравнодушные педагоги, более того, есть отдельные школы с национальным уклоном. В них открываются музеи, посвященные тем или иным национальностям. Такие школы проводят праздничные мероприятия, их ученики участвуют в городских творческих конкурсах. Проведение в таких школах программы «Диалог культур» имеет особое значение. И они с удовольствием откликаются. Так что участие в проекте по желанию – полезно вдвойне. А если на экскурсию загонять, легко можно получить обратный эффект.
– А сколько школ приняли участие в проекте?
– Это десятки школ, но мы ни в коем случае не работаем на количество. У нас нет задачи пропустить все московские школы. Такие образовательные продукты – все-таки штучный товар. Мы собираем ребят в небольшие группы и с каждым беседуем отдельно. Кстати, проект заинтересовал и самих педагогов, которые признались, что им не хватает знаний, чтобы глубже преподавать предмет. Мы наняли специального экскурсовода, который поделился методологией подачи материала. Уверен, что эти знания и навыки станут отличным подспорьем в их работе. В конце концов, мы с ними работаем в одной команде.
(ИА "Государственные вести") |
для возможности оставлять комментарии