Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ отмечает 188-ю годовщину со дня создания

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ отмечает 188-ю годовщину со дня создания

По Уставу от 4 октября 1830 г. в создаваемой Императорской военной академии предусматривалась двухуровневая система управления с достаточно четким распределением функций каждой из инстанций. Ее директор должен был осуществлять «главное управление академией» и находиться вместе с формируемым при нем Советом и почетными членами как бы над академией, вне сферы ее повседневной жизни и деятельности.

Правами непосредственного управления академией наделялся вице-директор. Ему вменялось в обязанность руководить учебным процессом и организацией внутренней службы в академии, созывать конференцию – совещательный орган, и «через нее решать все нуждающиеся в обсуждении вопросы». В состав конференции под председательством вице-директора входили курсовые штаб-офицеры и все профессора. На конференцию возлагалось предварительное обсуждение всех вопросов, касающихся организации учебного процесса, проведения экзаменов и защиты слушателями-выпускниками «сочинений по военной части».

На практике после открытия академии задуманная двухуровневая система управления ею работала неэффективно. Это было связано с острыми противоречиями и разногласиями между директором академии И.О. Сухозанетом и вице-директором Л.И. Зедделером по вопросам организации учебного процесса, а также по отношению к слушателям. Так, по мнению директора, «строгость – единственная основа порядка», а вице-директор считал, что «мягкость обращения может быть вполне соединима со строгой справедливостью».

Сменивший в 1834 г. Л.И. Зедделера генерал-майор К.П. Ранненкампф не противоречил директору академии ни по каким вопросам. Это обстоятельство негативно отразилось на работе конференции академии: она более чем на 10 лет потеряла всякую инициативу, проявляла безгласность и покорность в решении стоящих перед ней задач. С назначением в 1848 г. на должность вице-директора опытного квартирмейстера, педагога и администратора полковника Г.Ф. Стефана деятельность академической конференции значительно активизировалась, в работе которой активное участие принимали его сторонники - профессора Д.А. Милютин, А.П. Карцов, М.И. Богданович, П.С. Лебедев. С опорой на их авторитет конференция пересмотрела программу преподавания военной администрации, установила новый порядок проведения летних практических занятий со слушателями, остро поставила вопрос об усилении геодезического образования в академии.


В то же время влияние Совета академии на учебный процесс и решение других важных проблем деятельности учебного заведения в указанный выше период было невелико. Члены Совета фактически находились под влиянием генерала И.О. Сухозанета и послушно выполняли волю своего председателя. И только в конце 1851 г., когда Военный министр генерал А.И. Чернышев возложил на этот коллегиальный орган изучение причин снижения престижа высшего военного образования в офицерской среде, в его работе наметилось некоторое оживление. В Совет академии, наряду с директором и вицедиректором, в это время входили генерал-квартирмейстер Главного штаба генерал от инфантерии Ф.Ф. Берг, председатель военно-цензурного комитета генерал-лейтенант Н.В. Медем, генерал-адъютант Свиты Его Императорского Величества генерал-лейтенант В.К. Ливен, заместитель Военного министра генерал-лейтенант В.А. Долгоруков, дежурный генерал Главного штаба генерал-майор П.Н. Игнатьев и начальник штаба военно-учебных заведений генерал от инфантерии Я.И. Ростовцев. Усиленный таким образом Совет на первых своих заседаниях установил, что комплектование академии обучаемыми зависит, с одной стороны, от популярности военных знаний в армии, а с другой – от престижа офицерской службы в Генеральном штабе. По итогам обсуждения были выработаны рекомендации по повышению материального положения слушателей, процедуре отбора кандидатов для обучения в академии, порядку прохождения службы выпускниками.

В целом можно отметить, что за два десятилетия после открытия академии командованием и ведущими профессорами, Советом и конференцией была проделана огромная организационная работа по созданию первого в стране высшего военного учебного заведения. Постоянно совершенствовались учебный процесс, программы обучения слушателей, был заложен фундамент для глубокой проработки ряда важных военно-теоретических и прикладных проблем военного искусства.

После увольнения генерала от артиллерии И.О. Сухозанета с военной службы и перевода его в категорию почетного члена академии были проведены изменения в системе управления вуза: упразднены должности директора и вице-директора, введена должность начальника академии. На эту должность был назначен бывший вице-директор генерал-майор Г.Ф. Стефан.

Определенные изменения претерпели Совет и конференция академии. В Совете решающую роль стал играть начальник Штаба военно-учебных заведений генерал Я.И. Ростовцев, ставший его постоянным членом с 1853 г. Тесно сотрудничая с ведущими профессорами Ф.И. Горемыкиным, Д.А. Милютиными и А.П. Карповым, он хорошо владел положением дел в академии, оказывал ей всемерную поддержку и помощь.

В состав академической конференции были введены инспекторы офицерских классов Главного инженерного и Михайловского артиллерийского училищ, что значительно повысило ее координирующую роль в решении общих проблем высшего военного образования в России.

Наиболее радикальные изменения в управлении академией произошли 30 августа 1855 г., когда во исполнение указа императора Александра II Императорская военная академия, Николаевское инженерное и Михайловское артиллерийское училища (одновременно переименованные в академии) были объединены в одно высшее военно-учебное заведение – Николаевскую академию Генерального штаба, – подчиненное ведомству военно-учебных заведений. Совету академии были присвоены права и обязанности Совета военно-учебных заведений. Председательствовал в нем начальник Главного штаба военно-учебных заведений, а основной функцией Совета являлась координация деятельности конференций трех академий, вошедших в состав академии Генерального штаба, по совершенствованию учебных программ.

С 1856 г. в академии стала вводиться практика замещения должностей профессорско-преподавательского состава на конкурсной основе. С этой целью академической конференцией были разработаны «Правила для определения в Николаевскую академию Генерального штаба профессоров, адъюнкт-профессоров и преподавателей». В соответствии с ними каждый претендент на должность был обязан разработать и защитить диссертацию по теме, утвержденной конференцией академии, а также прочитать одну пробную лекцию. На разработку диссертации отводилось восемь месяцев, после чего она рассматривалась в особой комиссии, заключение которой представлялось на утверждение начальнику Главного штаба военно-учебных заведений. По его решению осуществлялся допуск к защите диссертации, а, следовательно, и к участию в конкурсе. Публичная защита диссертации проводилась на заседании академической конференции, из состава которой назначались оппоненты.


В тех случаях, когда по каким-либо причинам конкурс провести не удавалось, конференция академии имела право допускать одного из претендентов к временному исполнению обязанностей адъюнкт-профессора с перспективой утверждения его в должности после представления и защиты диссертации.

Практика показала, что процедура отбора кандидатов, установленная «Правилами» от 10 декабря 1856 г., была чрезмерно сложной, а главное – длительной. Она не позволяла оперативно решать кадровые вопросы и ставила на грань срыва плановое ведение учебного процесса (за четыре года конкурсные испытания выдержали лишь три офицера).

Деятельность конференции по совершенствованию учебного процесса активизировалась после принятия по инициативе начальника академии генерал-майора А.К. Баумгартена нового Положения о ней (утверждено 4 января 1860 г. приказом по военно-учебным заведениям). Были внесены существенные коррективы как в состав, так и в функции этого коллегиального органа.

Основу конференции стали составлять не офицеры-администраторы, а признанные военные ученые и педагоги. Ей были предоставлены широкие права: обсуждать все относящиеся к учебной работе вопросы (учебные программы, методику преподавания, содержание учебных материалов и т.п.); избирать по конкурсу профессоров, адъюнкт-профессоров и преподавателей; решать вопросы о командировании представителей академии за границу с целью изучения военных наук; рассматривать все вопросы, касающиеся приема в академию, перевода слушателей на старший курс, их отчисления по неуспеваемости и др. Все решения конференции подлежали утверждению у начальника Главного штаба военно-учебных заведений, после чего они передавались для выполнения начальнику академии.

Повышение статуса академической конференции повлекло за собой изменение функций Совета, превратившегося, по сути дела, в совещательный орган при начальнике Главного штаба по общим вопросам деятельности всех академий – Николаевской Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской.

Начальник Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, генерал-полковник Владимир Борисович Зарудницкий 

Существенные изменения в системе военного образования, а также в роли и месте Совета и академической конференции произошли в годы милютинских реформ. В 1862 г. Николаевская академия Генерального штаба была выведена из ведения ведомства военно-учебных заведений и подчинена Генеральному штабу. Она официально вернулась к подготовке специалистов исключительно для службы Генерального штаба. Практически одновременно (в начале 1863 г.) был расформирован Совет Императорской военной академии – координирующий и руководящий орган ведомства военно-учебных заведений. Соответственно, было прекращено присвоение почетных званий академии, установленных еще при ее создании первоначальным Уставом академии. В Положении о Николаевской академии Генерального штаба 1868 г. были определены только почетные члены конференции, установлен порядок их избрания.

В связи с восстановлением в 1872 г. института почетных членов академии (почетного президента академии, почетного члена академии, назначаемых по Высочайшему усмотрению) конференции пришлось более четко разграничить звания почетных членов академии и почетных членов конференции. Ей было предоставлено право ходатайствовать о назначении почетными членами академии лиц, известных своими заслугами. Институт почетных членов конференции и порядок их назначения был сохранен.

Первым кандидатом на присвоение звания почетного члена академии конференция единогласно определила Военного министра генерал- адъютанта Д.А. Милютина в знак признания его 11-летней службы в академии. Ходатайство конференции было утверждено императором в 1872 году, а год спустя почетными членами академии стали австрийский эрцгерцог Альбрехт и прусский генерал-фельдмаршал X. Мольтке.

Конференция академии в конце 60-х годов XIX века выступила с инициативой о продлении срока обучения лучших слушателей за счет учреждения так называемого дополнительного курса, предназначенного исключительно для самостоятельных практических занятий. Обучение на дополнительном курсе длилось шесть месяцев и заключалось в самостоятельной разработке слушателями трех тем, утвержденных конференцией, две из которых (по военной истории и военному искусству) защищались публично после рассмотрения в специальных комиссиях, а третья (по стратегии, военной статистике или военной администрации) представлялась в письменной форме.

В целях распространения и пропаганды военных знаний по инициативе начальника академии генерала А.Н. Леонтьева в академии началось издание и рассылка в войска отчетов о работе академической конференции. В них отражались учебная, научная и административная стороны деятельности академии. Отчеты способствовали распространению в войсках новых взглядов по проблемам военного искусства и поддержанию более тесных связей со своими выпускниками. В последующем эта традиция была утрачена, а затем вновь возрождена начальником академии генералом В.Г. Глазовым (1901-1904 гг.). Однако новые отчеты описывали, главным образом, административную и хозяйственную деятельность, работа академической конференции в них не затрагивалась, а по учебному процессу помещались только статистические данные.

После поражения России в русско-японской войне деятельность руководства и конференции академии были направлены прежде всего на совершенствование форм и методов обучения слушателей. Были приняты решения о введении в программу академии новых курсов, изменялись условия подбора профессорско-преподавательского состава, намечались меры по улучшению качества научной работы.

Академической конференцией был выработан проект Положения об академии, существенно изменявший все стороны деятельности вуза. В Военном министерстве этот проект подвергся значительным изменениям и в окончательной редакции был утвержден 31 мая 1909 г., в нем даже изменялось название и уточнялось назначение академии. Теперь она называлась Николаевской военной академией (через год – Императорской Николаевской военной академией) и имела главную задачу – давать офицерам армии высшее военное образование.

В результате неоднократных уточнений и обсуждений на конференции учебная программа академии накануне Первой мировой войны была приближена к практическим нуждам армии. В ней появился курс службы Генерального штаба, что благотворно повлияло на качество подготовки кадров Генерального штаба накануне войны.

С началом войны деятельность академии была приостановлена, все слушатели и основная часть профессорско-преподавательского состава направлены в действующую армию, что в последующем было признано ошибкой. И только с ноября 1916 г. для нужд фронта академия начала подготовку кадров Генерального штаба на ускоренных курсах по сокращенной программе.

В феврале-марте 1917 г. академия, как и вся армия, приняла революцию, а летом этого же года конференция выполнила важную задачу по обеспечению выборов начальника академии. По итогам выборов (с учетом голосования в армиях) победил начальник штаба Румынского фронта генерал Н.Н. Головин, однако начальником академии по личному решению военного министра А.Ф. Керенского был назначен не он, а его главный соперник – правитель дел академии полковник (с октября 1917 г. – генерал-майор) А.И. Андогский.

После революции 25 октября 1917 г., когда власть перешла к большевикам, жизнь академии шла своим чередом, проводились плановые занятия, однако обстановка, тем не менее, была нервной. Начальник академии объявил, что академия вне партии и политики, призвал к продолжению занятий. В борьбу с большевиками решено было не ввязываться.

В конце октября 1917 г. принимались меры по уточнению Положения об академии и функций конференции. По новому проекту начальника академии и других должностных лиц должна была избирать конференция. Так, 15 ноября 1917 г. на должность правителя дел академии конференцией был единогласно избран подполковник И.И. Смелов.

Управление академией с весны 1918 г. осуществлял комитет из трех представителей преподавательского состава, трех представителей старшего курса, трех – младшего курса, комиссара и начальника академии, а также правителя дел с правом совещательного голоса. Конференция академии ведала учебными вопросами. Отчисление из академии проводили комитет или конференция. Таким образом именно с деятельностью старой Военной академии связан начальный этап подготовки кадров для Генерального штаба в Советской России. Задачу осложняла только ее эвакуация в Екатеринбург, а затем в Казань.

В августе 1918 г. после захвата Казани отрядами КОМУЧа (от «Комитет членов Всероссийского учредительного собрания») и чехословацкими частями преподавательский состав академии во главе с ее начальником А.И. Андогским был задержан в гостинице «Волга». Часть слушателей, преимущественно из состава младшего курса, ушли к красным. В итоге военному руководству Советской России пришлось в экстренном порядке, практически с нуля, создавать новую академию. Разгоравшаяся Гражданская война, рост численности армии требовали подготовки преданных советской власти кадров, способных управлять крупными войсковыми объединениями. Основой для создания академии явились преподаватели и слушатели, перешедшие на службу в РККА, и часть сохранившейся материальной базы.

Решение об открытии Академии Генерального штаба РККА не позже 1 ноября 1918 г. было объявлено приказом Революционного Военного Совета Республики от № 47 от 7 октября 1918 г. Этим же приказом начальником академии назначен ее выпускник 1904 г. [генерал-майор (1917 г.), комдив (1936 г.)] А.К. Климович. На преподавательскую работу в академию были направлены специалисты из Всероссийского Главного штаба и главных управлений военного ведомства. Среди них оказались преимущественно профессора и преподаватели Николаевской академии и ее выпускники: А.А. Свечин, В.Ф. Новицкий, Е.И. Мартынов, Г.И. Теодори, Н.А. Данилов, К.И. Величко, А.А. Незнамов и другие хорошо известные в то время военачальники и военные ученые.

Официальное открытие Академии Генерального штаба РККА состоялось 8 декабря 1918 г. В ее штат входили командование, учебная и административная части. Факультетов, кафедр и отделов на момент открытия академии не было. К командованию относились начальник академии, комиссары, управляющий делами и его помощник. Начальник и комиссары составляли Совет академии, который решал все вопросы ее жизни и деятельности. Вопросы образовательной деятельности обсуждались на конференции, в которую входили профессора и преподаватели академии.

В первые годы существования академии (1918-1921) была проделана огромная работа по обеспечению учебного процесса и решению проблем военного искусства.

После завершения Гражданской войны Академия Генерального штаба РККА была реорганизована в Военную академию РККА (с 1924 г. – Военная академия им. М.В. Фрунзе, ныне – ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»). Эта академия готовила специалистов тактического уровня. Задачи по подготовке военных кадров для оперативно-стратегического и стратегического звеньев управления, которые решались Академией Генерального штаба РККА, были возложены на созданные при Военной академии РККА Высшие военно-академические курсы (ВВАК) старшего командного состава РККА с 9-месячным сроком обучения (с 1925 г. – Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНАС), с 1931 г. – Оперативный факультет).

Заметное обострение международной обстановки с начала 1930-х годов, возникновение угрозы новой мировой войны, радикальные изменения в составе и структуре РККА остро поставили вопрос о подготовке высшего командного состава, способного применять крупные объединения видов Вооруженных Сил и родов войск в операциях, кампаниях и войне в целом, твердо управлять ими в сложных условиях военных действий. Поэтому для подготовки командиров старшего и высшего звена управления 1 ноября 1936 года вновь была открыта Военная академия Генерального штаба РККА.

В предвоенный период большое влияние на организацию учебной и научной работы, ее результативность, оказывал Совет академии. Он включал в свой состав командование академии, начальников кафедр и учебного отдела, наиболее опытных, высококвалифицированных преподавателей. Работа Совета направлялась на поиск эффективных методов подготовки слушателей и профессорско-преподавательского состава, проведение действенной политико-воспитательной работы, создание материальной, учебной и научной базы и обеспечение быта слушателей и постоянного состава.


На заседаниях Совета обсуждались проекты учебных планов и программ, вырабатывались рекомендации по формам и методам обучения слушателей, устанавливались направления учебно-методической, военно-научной и воспитательной работы, рассматривались вопросы подготовки научно-педагогических кадров, защиты диссертаций и присвоения ученых званий. Совет много внимания уделял вопросам оказания помощи в работе кафедр, подготовке профессорско-преподавательского состава, повышению его педагогического мастерства и научного уровня.

С началом Великой Отечественной войны деятельность Совета академии велась ограниченным составом, поскольку большинство его членов убыли на фронт. В последующем некоторые из них возвращались на свои или вышестоящие должности и продолжали участвовать в работе Совета. Они непосредственно участвовали в обобщении опыта подготовки и ведения операций, разработке теоретических трудов, создании пособий для войск, разработке проектов уставов и наставлений. Существовала практика присуждения Советом ученых степеней доктора и кандидата наук научно-педагогическим работникам за разработанные ими актуальные теоретические труды, без защиты диссертаций. К примеру, ученая степень доктора военных наук без защиты диссертации была присуждена за большой вклад в военную науку профессору Е.А. Шиловскому (1943) и доценту А.В. Кирпичникову (1944).

Советом использовалась и другая форма стимулирования педагогической и научной деятельности преподавателей, апробированная еще в довоенный период. Так, в октябре 1942 г. пяти преподавателям академии, которые длительное время успешно вели практические занятия со слушателями по тактике высших соединений и оперативному искусству, были присвоены права окончивших ускоренный курс Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (1942-1958 гг.).

Члены Совета академии, наряду с учебной и военно-научной работой, вели активную общественную деятельность. Они регулярно выступали со статьями, лекциями и докладами в войсках, управлениях Наркомата обороны, Генерального штаба и военно-учебных заведениях о ходе военных действий на фронтах, по проблемам военного строительства, военного искусства и военной истории.

В послевоенный период в состав Совета обычно входили начальник академии (председатель Совета), его заместители, начальники кафедр, факультетов, учебного и научно-исследовательского отделов (центров), доктора наук и профессора, другие специалисты военного дела. Его работа была подчинена решению трех важнейших задач:

а) обеспечению подготовки высококвалифицированных военных специалистов для замещения руководящих командных и штабных должностей в центральном аппарате, штабах видов Вооруженных Сил и родов войск;

б) глубокому изучению и обобщению опыта Великой Отечественной войны и других военных конфликтов, теоретической разработке на его основе важнейших проблем военного искусства с учетом происходящих изменений в военном деле;

в) подготовке научных и научно-педагогических кадров, повышению научной квалификации и мастерства преподавателей.

Совет контролировал ход разработки и качество научных трудов, учебников и учебных пособий, обсуждал на своих заседаниях и определял целесообразность их издания. На его расширенных заседаниях с привлечением профессорско- преподавательского состава и представителей центрального аппарата Военного министерства СССР регулярно обсуждались вновь возникавшие военно-теоретические проблемы.

В связи с реорганизацией ВАК СССР в начале 70-х гг. XX века была осуществлена перестройка работы и Совета академии. Он был переименован в Ученый совет и часть функций передал созданному приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР специализированному Совету по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий.

Значительное место в работе Ученого совета академии занимало совершенствование методики отработки прикладных курсов, особенно проведение командно-штабных военных игр и учений. На заседаниях Ученого совета рассматривались замыслы прикладных задач и учений, разрабатываемых авторскими коллективами кафедр.


К концу 1970-х гг. в Ученом совете установилась практика подводить итоги работы совета за истекший учебный год и рассматривать проект плана его работы на будущий год. Это активизировало работу членов совета, повышало требования к качеству и своевременности намечаемых советом мероприятий.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. основные усилия руководства и профессорско-преподавательского состава, Ученого совета академии были направлены на разработку проектов основ оборонительной военной доктрины СССР, актуальных проблем стратегии, оперативного искусства и других составных частей военной науки в новых политических и экономических реалиях, освоение в учебном процессе средств автоматизации, электронно-вычислительной техники и технических средств обучения на новых командных пунктах и в центре оперативной подготовки.

После распада СССР Российской Федерации пришлось фактически заново формировать свои Вооруженные Силы. Указ Президента Российской Федерации об их образовании был издан 7 мая 1992 г. В этом же году академия получила наименование «Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации».

Новые условия обстановки, изменившееся коренным образом состояние Вооруженных Сил, их реорганизация и задачи, которые предстояло решать, потребовали разработки принципиально других подходов к военному строительству, внесения определенных корректив в систему военного образования, организацию и проведение военно-научной работы.

Важной вехой стало расширенное заседание Ученого совета академии с участием представителей Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности, Генерального штаба и Главного управления кадров Министерства обороны, проведенное в мае 1998 г. На этом заседании были рассмотрены важнейшие проблемы подготовки военных кадров высшего звена и намечены пути их решения.

Благодаря усилиям командования и научно-педагогического состава к началу XXI столетия академия превратилась в ведущую военную образовательную и научную организацию в Российской Федерации.

Однако в 2009-2012 годах академия, как и другие военные вузы России, пережила реформу системы военного образования. Учебный процесс проходил в условиях создания и становления двух новых кафедр (все военные кафедры были сведены в одну – кафедру военного искусства; сформирована кафедра государственного управления и национальной безопасности). Численность преподавательского состава была сокращена более чем в два раза, значительно возросла его учебная нагрузка. Набор в академию стал осуществляться на основе вступительных испытаний, количество обучающихся на курсе снизилось на порядок.

В этих условиях Ученым советом обсуждались возможные варианты осуществления учебного процесса. В целях эффективной подготовки кадров для оперативно-стратегических и стратегических органов военного управления, закрепления новой роли академии в системе военного образования в 2010 году были разработаны и одобрены Ученым советом Концепция развития ВАГШ ВС РФ на 2010-2015 гг. (уточнена в 2012 году на период до 2020 года) и Концепция автоматизации академии.

Укреплению статуса Военной академии Генерального штаба как ведущего учебного центра Вооруженных Сил РФ с 2012 г. и по настоящее время способствовали также формирование и развитие новых, перспективных направлений ее образовательной деятельности, в числе которых обучение специалистов органов управления военным образованием и наукой, морально-психологического обеспечения, управления национальной обороной, специалистов военно-политической работы в сфере национальной безопасности и обороны государства.

На факультете переподготовки и повышения квалификации ВИ (УНО) академии впервые организована подготовка высших должностных лиц федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и других категорий государственных служащих по вопросам военного планирования и обороны государства, а также по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. С сентября 2019 г. начался набор в группу повышения квалификации командующих войсками военных округов (флотами), руководителей центральных органов военного управления, начальников оперативных управлений штабов военных округов (флотов) и группу повышения квалификации командующих объединениями видов и родов войск ВС РФ и их заместителей.

Рель академии в системе высшего военного образования стала еще значительнее после того, как в 2015 г. по решению Министра обороны на ее базе было создано Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) высших военных учебных заведений во главе с начальником ВАГШ ВС РФ – единый координирующий орган по военному образованию в России.


На новом этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации существенно повысилась роль академии как ведущего военно-научного центра страны, в ее составе создан ряд новых научных институтов и центров. Научные исследования ведутся по таким важнейшим направлениям, как: проблемы войны и мира; определение характера войн и вооруженных конфликтов; военное строительство и строительство Вооруженных Сил; военная безопасность и военное искусство на современном этапе развития военной науки; развитие систем и средств вооруженной борьбы, информационного и других видов противоборства.

Большое внимание в академии уделяется развитию военно-научных школ. Вопросы, касающиеся их деятельности, регулярно обсуждаются Ученым советом, определяются оценки статуса этих школ. В настоящее время в академии функционируют 16 военно-научных школ.

Слушатели и преподаватели активно участвуют в конкурсах научных работ, проводимых в Министерстве обороны Российской Федерации и других организациях. Ежегодно лучшие из них по решению Ученого совета представляются на соискание соответствующих премий и добиваются во многих случаях высоких призовых мест. Лучшие сотрудники академии представляются Ученым советом к присвоению почетных званий.

Наиболее характерной чертой развития академии в последние годы стало усиление связи образовательной и научной деятельности с практикой государственного и военного строительства. Так, с января 2017 г. академия стала базовой площадкой курса лекций «Армия и общество», который был предназначен для высших и старших офицеров Вооруженных сил, сотрудников министерств и ведомств Российской Федерации. Его реализация – один из ярких примеров, свидетельствующих о повышении роли академии в решении широкого спектра государственных задач.

Таким образом, Ученый совет Военной академии Генерального штаба, работа которого основывается на принципах гласности, коллективного обсуждения вопросов, всегда играл и продолжает играть важнейшую роль в принятии решений в интересах совершенствования учебной, научной и других видов деятельности академии.

 

Главный научный сотрудник научно-исследовательского центра ВАГШ ВС РФ

доктор военных наук, профессор В.К. Копытко