Особенности подготовки в международном военно-морском пятиборье

Особенности подготовки в международном военно-морском пятиборье

Сегодня в эпоху спортивных достижений и высоких темпов развития физической подготовки в Вооружённых силах Российской Федерации, военно- морское пятиборье получило широкое распространение среди военнослужащих и заняло полноправное место в системе физического воспитания воинов-спортсменов. 

Популяризации именно этого вида спорта в Вооружённых силах немало способствуют спортивные достижения наших спортсменов на соревнованиях разного уровня. В настоящее время, вид спорта «военно-морское пятиборье» во Всероссийском реестре видов спорта представлен такими дисциплинами как: «плавание на 100 м вольным стилем», «кросс на 1 км», «стрельба ПМ-1», «гребля 1000 м на морских ялах», «3 парусные гонки на морских ялах на дистанцию не менее 3-х миль». Главному судье в ходе соревнований дано право по уважительным причинам менять порядок и последовательность проведения видов пятиборья.

Подготовка и воспитание спортсменов в данном виде спорта носит весьма трудный и ответственный характер. При подготовке профессиональных морских многоборцев используется разнообразное количество специальных методик, широко применяющихся не только в этом, но и в различных других видах спорта. Анализ выступлений российских спортсменов на различных соревнованиях, Олимпийских играх и чемпионатах Вооружённых сил показывает что успех выступления во многом зависит от эффективности учебно-тренировочного комплекса при подготовке к состязаниям.


Военно-морское многоборье является уникальным комплексным видом спорта в котором основной акцент делается на выработку выносливости и высокой физической мобилизации ресурсов организма.

Несмотря на то что зарождение военно-прикладных видов спорта в Советской России произошло еще в 1918 году в самостоятельный вид спорта военно-морское пятиборье преобразовалось не сразу. Большим толчком в развитии этого вида спорта послужила всесоюзная программа подготовки молодёжи ГТО.  Изначально в комплекс были включены отдельные виды: плавание, кроссовый бег, стрельба из малокалиберной винтовки, гребля на ялах и парусная гонка на ялах. И лишь после окончания Великой Отечественной Войны военно-морское пятиборье перешло из прикладного вида в спортивный.

Постепенно этот вид спорта получает широкое развитие, особенно среди военнослужащих Военно-морского флота. Первыми инициаторами этого вида спота стали военные моряки капиталистических стран. В то время военные моряки решили организовать соревнования на уровне Международной организации военного спорта. Команды морских многоборцев стали включаться в спартакиады. Им стали присваиваться звания мастера спорта и другие спортивные разряды. Сегодня, военно-морское многоборье пользуется большой популярностью в Вооружённых силах, прежде всего среди курсантов военно-морских училищ.

Важную составляющую образует оптимальный подбор спортсменов-участников, от этого во многом будет зависеть успех всей команды. Крайне важная и ответственная задача здесь ложится на плечи тренеров. Важно правильно сформировать команду спортсменов обладающих необходимым набором индивидуальных качеств с учётом узкой специализации, которые в последствии прохождения учебно-тренировочного комплекса и освоения особых методов физической подготовки дадут о себе знать непосредственно во время соревнований.


Большое значение при подготовке к состязаниям имеет качество и состояние технического оснащения учебно-тренировочного процесса. Чем лучше материально-техническое оборудование, тем выше качество и уровень профессиональной подготовки спортсменов. Как показывает практика, при наличии технического оборудования отвечающего современным требованиям научных достижений в спорте, результат команды можно повысить на 15-20%, а в таких нормативах как парусные гонки и гребля на ялах, до 30%. И всё это благодаря современному, высокому качеству спортивного инвентаря.

В современном развитии военно-морского пятиборья наметились новые тенденции развития учебно-тренировочного процесса. Сам процесс управления зависит в совокупности от многих факторов. Профессиональная подготовленность тренерского состава, технологии управления учебно-тренировочным процессом, индивидуальный дифференциально-функциональный подход, и другие факторы имеют прямое воздействие на качество подготовки и индивидуальный уровень каждого спортсмена.

Большинство специалистов и спортсменов-пятиборцев отмечают тесную зависимость уровня развития необходимых физических способностей и техники выполнения соревновательного упражнения. При этом большое внимание, по их мнению, должно уделяться поиску такого варианта техники, который позволит учесть индивидуальные особенности физического развития морских пятиборцев. Стоит отметить, что некоторые квалифицированные пятиборцы больше отдают предпочтение комплексному развитию в виде совершенствования физических способностей и технического мастерства. При этом часто используются различные тренажеры, позволяющие развивать силу отдельных групп мышц, обеспечивающих результативность морских пятиборцев в плавании и гребле на ялах. Сюда же можно отнести методику прохождения специальной полосы препятствий, протяжённостью около 200 метров, которая напоминает корабельное устройство. Здесь можно встретить преодоление канатов, прохождение препятствий в воде и под водой, прохождение узкостей и различных других препятствий. Но большинство тренеров и спортсменов считают рациональным вычленение неспецифических упражнений. Совершенствование техники видов пятиборья в этом случае производится за счет многократного повторения соревновательных упражнений, в результате чего повышается способность к реализации имеющегося двигательного потенциала. Как показывают исследования, при таком подходе в разы повышается уровень стрессоустойчивости.

Комплекс необходимых качеств формируется у спортсмена не сразу. Колоссальный труд возлагается как на спортсмена, так и на тренера. Многоуровневая система физических тренировок в различных условиях способствует выработке у спортсмена адаптационной мобильности. Железная воля в совокупности с целеустремлённостью и высокой энергичностью рождает спортсмена-победителя!

Различные опросы тренеров показывают, что техническая подготовка в морском пятиборье ведется в основном с помощью многократного повторения соревновательного упражнения с последующей словесной коррекцией в случае ошибочного его выполнения. При этом спортсмену предлагается проанализировать свои ошибки и сделать попытку правильно выполнить упражнение. Эффект от применения данного метода в большой мере зависит от качества словесной коррекции, а также от способностей спортсмена к самоанализу собственных двигательных ощущений.

Безусловно вышесказанное свидетельствует, что одним из важнейших факторов, определяющих эффективность управления учебно-тренировочным процессом, является оптимальное соотношение уровня физической и специальной подготовленности морских пятиборцев, а также рациональное распределение тренировочных средств и физической нагрузки на различных этапах подготовки.

В подготовке морских пятиборцев можно выявить недостатки и проблемы, такие как например недостаточный контроль со стороны тренера во время подготовительных упражнений. Отсутствие надлежащего контроля во время специальных беговых упражнений и плавания. Часто в ходе подготовки спортсменов бывает так что прогнозирование своих результатов бывает ошибочно, что сказывается на психо - физиологическом состоянии команды. Не всегда можно сразу провести оптимальный анализ сложившейся ситуации, что также является немаловажным фактом. Ведь от этого может зависеть важное решение которое может определить исход состязания. Здесь же необходим оптимальный выбор воздействия на спортсменов, от правильности этого выбора будет зависеть общий результат. Подход нужен как к каждому в отдельности, так и в целом для всей команды. Отсюда важную роль играет умение опираться на воспитательные возможности команды.


Основываясь на анализы различных исследований следует выделить три основных этапа в профессиональном совершенствовании тренера: первый - формирование профессиональной готовности к педагогической деятельности в команде по морскому многоборью; второй - профессионального становления; третий - профессиональной зрелости.

Зачастую начинающие тренеры стараются ловко «маневрировать» в своей деятельности, планируя тренировки таким образом, чтобы «не завалить» тренировочный процесс, вместе с тем не получив взыскание от руководства и воздержаться от негативных комментариев своих коллег.

Следующим этапом в их деятельности становиться стремление иметь свою уникальность и оригинальность в подходе к учебно-тренировочному процессу. Используя весть свой запас специфических методов стимулирования и мотивации тренеры стремятся заслужить себе «имя». Всё это нюансы мешающие нормализации и эффективности управления учебно-тренировочным процессом.

Выравниванию системы подготовки могут послужить формирование у тренерского состава высокой творческой составляющей в решении вопроса подготовки спортсменов. Развитие интеллектуальных способностей, повышение теоретической и методологической подготовленности, а также создание оптимальных условий для эффективной деятельности играет важнейшую роль в воспитании и совершенствовании подготовки профессиональных военно-морских пятиборцев.

Исследование проблемы показывают, что требования, предъявляемые к тренерскому составу весьма неоднозначны. Прежде всего ответственность и высокая дисциплинированность в подходах к учебно-тренировочному процессу. Способность к работе, профессиональная грамотность, и энергичность всегда должны быть присущи профессиональному тренеру. Не на последнем месте стоят и такие качества как трудолюбие, исполнительность и организаторские способности. Умение вовремя принимать правильные управленческие решения, основанные на анализе показателей общей и специальной подготовленности, использовать различные стимулы для повышения работоспособности и эффективности тренировочного процесса, умение анализировать результаты своей работы и результаты работы спортивного коллектива.

При изучении всего комплекса проблем в вопросе подготовки военно-морских многоборцев можно выделить основные факторы, определяющие эффективность учебно-тренировочного процесса по военно-морскому пятиборью, к которым относятся: высокий уровень профессиональной подготовленности тренеров, достижение пика «спортивной формы» всех членов команды, оптимальное соотношение уровней специальной физической и морально-психологической подготовленности многоборцев, их техническая и  функциональная готовность к соревнованиям, мотивация спортсменов и тренеров к проведению учебно-тренировочного процесса, рациональное распределение физической нагрузки в тренировочном процессе.

Для качественного управления учебно-тренировочным процессом по военно- морскому пятиборью следует выделять следующие социально-педагогические условия: качественный отбор морских многоборцев; уровень технической оснащенности инвентаря (ялов, весел, уключин, парусов); всестороннее материальное и методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса; формирование здорового морально-психологического климата в команде; создание системы морального и материального поощрения работы тренеров и спортсменов.

Евгений Лямзин, Сергей Кузьменко, специально для ИА "Государственные вести"