Дмитрий Павлов: Каждый день ощущаю присутствие Бога в моей жизни!

Добрые дела нашего собеседника, адвоката и благотворителя Дмитрия Павлова, тянутся от Дальнего Востока до Туманного Альбиона. Будучи в юношеском возрасте, ежедневно проезжая на учебу мимо разрушенного храма в честь Димитрия Солунского, в районе Соколиной горы думал, как можно было разрушить и не восстановить заново дом божий, хотя на дворе стояли 80-годы Советского Союза и все помнили как Никита Хрущев обещал показать последнего попа по телевизору. Став предпринимателем, первым сердечным желанием Дмитрия Борисовича стало восстановление этого храма. Спустя четверть века можно вспомнить об участии в возрождении православных святынь этим человеком.


Дмитрий Павлов: Каждый день ощущаю присутствие Бога в моей жизни!

 – Дмитрий, Вы давно занимаетесь благотворительностью? Что сподвигло Вас помогать восстанавливать  храмы Русской Православной Церкви?

– Желание у меня было очень давно, практически с юности. И когда появились первые средства, я это желание стал воплощать в жизнь, а именно восстанавливать старые храмы, древние порушенные монастыри для того, чтобы люди приходили к православной вере, имели истинный путь спасения своей души.

Изначальной основой всего является глубокая вера во Христа, которой всегда отличался наш народ и забвение от которой привел в прошлом столетии к страшным потрясениям. Мы все родились в Советском Союзе и многие люди или стеснялись ходить в церковь или боялись, потому что были гонения не только на священство, но и на всех верующих. Слава Богу, сейчас все это уже в прошлом: вера приветствуется, а большинство население страны считает себя православным. И чем больше людей будет ходить в храм, особенно дети, тем более наше общество будет скорее преображаться, просыпаться душа, совершенствоваться нравственность, а вместе с ней и совесть.

– Вы сказали про важности приобщения к вере наших  детей. Сами вы прививаете эти традиции в своей семье?

– Безусловно. У меня шестеро детей и все они не только крещенные, но и регулярно ходят в церковь на таинства исповеди и причастия. Я стараюсь следить за их жизнью, причем не только за повседневной: кто и когда покушал, кто во что одет, но в первую очередь за духовной: как часто они ходят в церковь, исповедуются, причащаются, чтобы они очищали свои души от греховной скверны и внимательно следили за ее чистотой.

– А Давидова пустынь был первым монастырем в восстановлении которого вы приняли участие?

– Да, это был первый из монастырей в котором мне посчастливилось участвовать в его восстановлении. Это также  мое любимое святое место! В конце 20-х годов прошлого столетия обитель была закрыта, настоятель и братия репрессированы. В одночасье были перечеркнуты четыреста лет славной истории, традиции древнего монастыря, преданы забвению подвиги его насельников. В советское время на территории монастырского комплекса располагались сельскохозяйственный техникум и общепитовская столовая.

Понятно, что ни о каком богослужении не могло быть и речи. С приходом в 1995 году отца игумена Германа (Хапугина) там начала возрождаться духовная жизнь. Впервые за  много лет совершилась Божественная Литургия – сначала в притворе Знаменского храма, а после восстановления всего храма начались ежедневные богослужения. Господь явил нам чудо обретения святых мощей Небесного покровителя обители, преподобного отца нашего Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца.

Нужно отметить, поскольку возрождение монастыря и его святынь весьма затратное мероприятие. Поэтому мое участие в восстановлении обители было совестно с близкими друзьями.

К сожалению, враг рода человеческого не дремлет – 26 июля 2005 года был найден убитым в своей келье настоятель обители архимандрит Герман, который окормлял нас много лет, помогал в духовной брани. По благословлению митрополита Ювеналия отец Герман был погребен на монастырском кладбище Давидовой пустыни за алтарем Никольского храма.

Но Господь не оставил нас сиротами. Нашим духовным наставником уже несколько десятилетий является митрополит Иосиф (Балабанов), который в 90-е годы служил настоятелем в Серпуховском Высоцком мужском монастыре и делал все возможное для того, чтобы были возвращены все святыни монастыря.

Надо вспомнить, что по его инициативе было возобновлено почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящейся в Серпуховском Высоцком мужском монастыре. Перед этим образом православные христиане молятся об исцелении тяжелых недугов многих наших соотечественников – от алкоголизма, наркомании и игромании.

За активную духовную деятельность и трудолюбие священноначалие избрало его епископом. Так, когда владыку Иосифа назначили в Еврейскую автономную область – возглавить новообразованную Биробиджанскую епархию, мы помогли ему построить  кафедральный собор. Помню, когда в первый раз приехали туда, там стоял один-единственный деревянный храм в честь Святителя Николая Чудотворца. Везде были щели, через которые можно было улицу видеть. Зимой на службе стояли в шапках, хотя нельзя с покрытой головой стоять в храме, до того было холодно.

Со временем мы построили здание епархиального управления с церковной школой.

Спустя много лет владыку назначили управляющим Курганской епархии. Здесь мы тоже старались помогать владыке в созидании церковной жизни.

В прошлом году решением Священного Синода владыка Иосиф назначен управляющим Бурятской митрополии. В тех прибайкальских краях вместе с православными живут люди и других вероисповеданий. Владыку всегда направляют в трудные места для утверждения веры православной, а так как мы с ним много лет дружим, мы за ним следуем и стараемся помогать в тех местах, где он служит Господу.

– Сразу видно, что вас связывает настоящая дружба, не просто отношения между настоятелем и прихожанином?

– Да, верно, это настоящая дружба. Владыка настолько глубоко вошел в мое сердце и мою семью, что во всех важных событиях, начиная от крещения детей и заканчивая отпевания усопших, везде принимает активное участие.

– Вы себе считаете воцерковленным человеком?

– Да, я считаю себя воцерковленным человеком. Каждый день обращаюсь к Богу и постоянно чувствую Его присутствие в моей жизни, помощь в делах.

– А как вы пришли к Богу?

– Я с детства был крещен. Бабушка была верующей, водила меня в церковь, часто причащала. Тогда мне было только 10 лет и я еще не понимал величайший смысл этого Таинства. После смерти бабушки я долго не ходил в церковь, учился, спортом занимался. Осознал тягу к Богу только к годам 20-ти. Еще был Советский союз, но некоторые  храмы в Москве были открыты. Поначалу стеснялся подходить к священнику, потому что опыта не было общения с духовенством. Для нас это вообще были люди с другого мира.

– Многие годы вы являетесь активным прихожанином и благотворителем церкви, приходилось ли Вам встречаться с Патриархом?

– Да, имел честь общаться с Патриархом Алексием II, он меня награждал церковной наградой за восстановление храма Димитрия Солунского на Благуше в Москве.

Великомученик Димитрий Солунский – древнехристианский святой, – мой небесный покровитель, который на Небе за меня молится, и которому я молюсь. Он также является святым покровителем воинов, так как сам был доблестным воином. Поэтому издревле русский народ особо почитал этого святого и его именем названо много храмов.

Так вот на месте храма Димитрия Солунского на Благуше в советское время располагался завод с характерным названием САКИ, где изготавливали пластмассовые ручки, а до этого там утилизировали церковную утварь. Все, что большевики изымали из церквей  они свозили сюда, для дальнейшей переплавки и продажи заграницу. Именно в этом место свозили все иконы, все святыни, все, что дорого сердцу православного человека, то есть занимались таким кощунством, что уже страшнее придумать нельзя. И когда патриарх Алексий II посетил храм для богослужения, он не мог скрыть своей радости о возрождении храма.


Патриарх Алексий II неоднократно  награждал меня за помощь при строительстве в Биробиджанской, Курганской и других епархиях. На премии «Человек года» в Храме Христа Спасителя лично вручил награду. Он был очень теплым человеком, умным, с вдумчивыми глубокими глазами. Я даже больше скажу – это был святой человек. 

– А какая самая дорогая награда для вас от Русской православной церкви?

– Знаете, есть похвальная грамота, которая для меня очень ценна – она из Лондона. Когда наша церковь еще не была объединена с Русской православной церковью за рубежом, меня попросили поучаствовать в строительстве православного храма в британской столице. И мы построили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святых Царственных Мучеников по всем православным канонам: с нашими луковками, крестами – сразу видно, что это русский православный храм, по примеру того, которые стоят в наших городах и селах. Тогда еще мой духовник сказал: «Какой же ты прозорливый, что помогал Заграничной Русской Православной Церкви! Ты видимо промыслом Божиим знал, что наши две церкви скоро объединяться!» Конечно, ничего этого я не ведал, просто помогал из-за личных отношений с отцом Вадимом, которого, к слову сказать, патриарх недавно благословил построить храм в Монако. Благословение есть и он уже начал над этим трудиться. Конечно там много русских и верующих людей и сам он человек коммуникабельный. 


Кроме того, мы участвовали в создании мужского монастыря в честь Нерутворного образа Христа Спасителя, который расположен в селе Клыково Калужской области – недалеко от одного из самых знаменитых в России монастырей – Свято-Введенской Оптины Пустыни. В 1924 году, после разорения святой обители, часть братии поселилась в селе Клыково, где молились в местном храме в честь Спаса Нерукотворного, построенного в начале XIX века Однако в 1937 году этот храм был закрыт. За годы советской власти местный колхоз сначала использовал здание храма как зернохранилище, а потом приспособил под мастерскую по ремонту техники. Когда весной 1991 года храм был возвращен Церкви, то к тому времени он находилось в весьма плачевном состоянии: от его внутреннего убранства не осталось практически ничего, разрушен был даже пол.

Мы не только восстановили уникальный храм, но и на его основе по благословению священноначалия был создан мужской монастырь. В его со временем также появились церковь в честь священномученика Кукши Киево-Печерского, храм в честь Архангела Михаила, домовый храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских и даже колокольня. За труды в деле восстановления святой обители и постройке новых храмов мы также были удостоены дважды высоких наград РПЦ, которые вручил наместник этого монастыря отец Михаил (Семенов).

– Возвращаясь к Давидовой пустыни. Не является ли она особым памятником, охраняемым например, ЮНЕСКО, как Святая гора в Греции?

– Она очень старая, но памятником ЮНЕСКО она не является. Никто на восстановление ни копейки не выделил, ни раньше, ни сейчас. Либо на благотворителей рассчитано, либо на прихожан и паломников. Кстати, немалая доля нашего участия есть и  в помощи Афонскому монастырю. Мы помогали и Пантелеймонову монастырю, который является по сути единственной «русской» обителью на Афоне. Кроме того, построили очень красивую келью святого Модеста, которая стоит на земле   греческого монастыря Симонопетра.

– В стране до сих пор много храмов довольно в плачевном состоянии, полуразрушенном, но при этом строят новые. На ваш взгляд, может для начала нужно восстанавливать древние?

– На мой взгляд, конечно лучше восстанавливать старые храмы, чем строить новые. Однако старый храм восстановить дороже и сложнее, чем построить новый. Но старое место намоленное, много сот лет там молились люди. Конечно, в новом освещенном храме тоже пребывает Святой Дух, но благодатная связь поколений ощущается  в старых намоленных нашими предками. Ведь предки строили добротно. Тому пример – храм Святой Троицы в селе Хотеичи Московской области, построенного в начале XIX века. Помню как мальцом с пацанами лазили на колокольню в тогда еще разрушенного храма. Я в данное время единственный благотворитель в этой церкви , потому что практически все жители деревень, что в округе, остались без работы – колхоз ликвидировали, маленькие артели тоже закрыли. Убежден, что с восстановлением церкви, возродиться и старинное село.

Если возрождение России и будет, то лишь через духовное возрождение нашего народа. Другого пути для российского общества нет. Об этом нам свидетельствует и вся история нашего Отечества. Поэтому наша обязанность прилагать все силы для дальнейшего процветания нашей Православной церкви и Отечества. 

Беседовал Владислав Северный