Конституция как индикатор могущества России

Послание президента России Федеральному Собранию в части внесения поправок в Конституцию РФ, несомненно, можно считать началом новой эпохи в истории России. А начало новой эпохи - это время подведения итогов предыдущего периода.
Конституция как индикатор могущества России

Следует признать, что роль Москвы в современном мире продолжает неукоснительно расти. Никому уже и в голову не приходит на международной арене отмахнуться от нее как от несущественного игрока. Силу России признают как друзья, так и ее недруги.

Но так было не всегда. В истории современной России были времена, когда страна просто не имела достаточную силу и возможность даже заявлять о своих интересах. Отчасти это даже видно по действующей с 1993 года Конституции, где закреплен приоритет решений межгосударственных органов над российским законодательством. Понятно, что Основной закон РФ писался в сложных международных и внутриполитических обстоятельствах. На его авторов оказывалось беспрецедентное давление из-за рубежа, так как в те годы у Москвы не было объективной возможности оказать отпор силам, стремившимся как можно больше ослабить российский суверенитет и поставить страну в зависимое положение, закрепив это в ее Конституции. 

Именно поэтому теперь в ней и говорится, что Российская Федерация может участвовать в международных объединениях и исполнять их решения, но не говорится, что ей делать, если решения международного объединения не соответствуют интересам и законам самой России. Создателями Конституции такой вариант, когда РФ поставит собственные интересы и законы над международными, даже не рассматривался. Не считалось возможным, что страна, образованная на обломках СССР, проигравшего в "холодной войне", может иметь собственное мнение, отличное от мнения международного сообщества, или собственные законы, ставящие интересы России выше международных интересов. Приоритет международных договоров над российскими законами - именно тот пункт, из-за которого профессор В.Э. Багдасарян называет Конституцию 1993 года "конституцией побежденного государства".

Но времена меняются. Сейчас даже легкий анализ международных событий и роли России в них позволяет отметить глобальное изменение ее положения по сравнению с 1993 годом. РФ преодолела положение "побежденного государства". Из многих сложных ситуаций страна выходит победительницей. В этой связи неудивительно, что президент Путин предложил закрепить этот статус страны-победительницы в Основном законе РФ. 15 января 2020 года он выступил с предложениями внести поправки в Конституцию, в том числе и в отношении верховенства российского закона и российских интересов над международными договорами. Это выступление стало, по сути, отражением тех изменений, которые произошли на международной арене, и вызвало довольно бурную волну обсуждения в западном экспертном сообществе.

Зарубежные "партнеры" России, постоянно принимающие международные правовые документы, не отвечающие интересам РФ, конечно, не желают терять существующие рычаги оказания давления на политику Москвы, но у них уже нет тех возможностей, что были раньше, чтобы не допустить внесения поправок в Конституции РФ, после принятия которых можно будет сказать о полном возвращении частично утраченного когда-то Россией суверенитета.

Источник (https://kavkaz.ws/posts/12-konstitucija-kak-indikator-moguschestva-rossii.html)