ОНФ: дополнительное образование остается недоступным каждому третьему ребенку в стране

ОНФ: дополнительное образование остается недоступным каждому третьему ребенку в стране

Более 11 тысяч из 36 тысяч детей, охваченных мониторингом Народного фронта в 85 регионах страны, не имеют возможности получать дополнительное образование. 

По мнению родителей, опрошенных в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям», основная причина – уменьшение количества доступных бесплатных кружков и нехватка у семей денежных средств.  Результаты проведенного мониторинга будут отражены на всероссийской карте доступности дополнительного образования, которая формируется в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям».


В ходе мониторинга, проведенного в марте-апреле 2017 года Фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с региональными отделениями Народного фронта, было опрошено 22,5 тыс. родителей, около 10% из которых воспитывают трех и более детей. Результаты исследования показали, что 34% детей не получают дополнительное образование, причем только 5% из них – по собственному желанию из-за отсутствия свободного времени и наличия других увлечений.


Чаще всего семьи не могут записаться в бесплатные кружки, потому что все места уже заняты. Для каждой пятой семьи с одним ребенком допобразование недоступно из-за финансовых затруднений или удаленности от образовательной организации. На схожие проблемы указывают и родители двоих детей, которые в 21% случаев могут дать допобразование только одному ребенку. Мониторинг показал, что только 43% детей получают дополнительное образование полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них посещают 2, 3, а иногда и 4 бесплатных кружка, в то время как 28% детей – занимаются полностью платно. Остальные, как правило, либо оплачивают занятия частично, либо совмещают посещение платных и бесплатных кружков. При этом с увеличением количества детей в семье доступность дополнительного образования, как правило, снижается: в 14% семей с двумя детьми ни один ребенок не получает допобразование, и только в 32% семей с тремя и более детьми все дети посещают кружки и секции.


В среднем за допобразование одного ребенка семья платит 2,6 тыс. рублей в месяц, за двоих – около трех тысяч. Расходы многодетных семей начинаются от 6,5 тысяч рублей в месяц. 30% родителей сообщают об отсутствии бесплатных кружков, еще 19% говорят об отсутствии доступной информации о таких кружках: это, в том числе, респонденты из Иркутской, Кемеровской областей, республик Крым и Коми. При этом доля платных кружков в отдельных районах крупных городов достигает 75%. Такая информация получена из городов Чебоксары, Пермь, Иркутск, Сыктывкар, Великий Новгород, Омск, Барнаул, Батайск, Волжск. Об остром дефиците доступных кружков и секций для дошкольников сообщают в Перми, Рязани, Москвы.


Есть и населенные пункты, в которых детям после занятий в школе вообще некуда податься. Об этой проблеме говорят жители преимущественно малых городов и сельской местности (п. Рускеала, Карелия; п. Искателей, Ненецкий автономный округ; д. Черная Речка, Томская область; пгт. Вырица, Ленинградская область и т.д.).


«В ходе нашего исследования мы получили много острых комментариев от родителей, которые переживают за будущее своих детей, и немало интересных предложений, как сделать дополнительное образование более доступным, - отметила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. - Многие готовы брать дело в свои руки. Не только родители, но и бабушки и дедушки говорят, например, о важности развития образовательного волонтерства, о своей готовности вести занятия по основам инженерии, домоводству, занятия для детей-инвалидов. Всё, что им нужно – это помещение и отсутствие лишней волокиты».


Во время опроса родители также указывали, что получению дополнительного образования мешает низкий уровень материально-технической базы образовательных организаций, отсутствие преподавателей, информации о кружках в населенном пункте, занятий для детей определенного возраста. Большинство секций предназначено для детей с 6-7 лет; для детей с 4 лет есть общеразвивающие занятия, но очередь туда расписана на три года вперед. Для малышей до 4 лет вообще ничего нет. Еще одна проблема -  несоответствие в населенном пункте имеющихся кружков интересам ребенка, родители жалуются на дефицит кружков технической направленности: авиамоделирование, судомоделирование, робототехника и т.д. Отдельный вопрос – необходимость обеспечения доступной среды у организаций допобразования. Ее отсутствие для детей-инвалидов и детей ОВЗ отметили респонденты из Пермского края, Республики Коми, Челябинской, Оренбургской областей.


Любовь Духанина рассказала, что результаты проведенного мониторинга будут отражены на всероссийской карте доступности дополнительного образования, которая формируется в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям». Будет также продолжена работа над внедрением ключевых механизмов повышения доступности дополнительного образования – партнерства общества и власти в вопросах образовательного волонтерства, привлечении работодателей, внедрении персонифицированного финансирования.


Напомним, согласно «майскому» указу президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, к 2020 году необходимо охватить дополнительными общеобразовательными программами не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, причем половина из них должна обучаться за счет федерального бюджета.